top of page

ИСКРА ПАМЯТИ


Родина – это не только земля, на которой мы живём. Отечество, прежде всего, заключено в людях, его населяющих. Эта история о моём двоюродном прадеде Петре Васильевиче Банкове, о том, как он прошёл Великую Отечественную войну, об интересной судьбе человека, сердце которого пылает вот уже больше девяноста лет.

С момента нашей последней встречи прошли годы. Я гостил в его доме летом всего несколько дней, да ведь невозможно узнать о жизни человека за такой короткий период. Столько моих вопросов осталось без ответа, и боюсь, мне не удастся задать их в следующий раз этому героическому человеку, так как время не мой союзник. Но и того, что знаю, будет достаточно для создания портрета Петра Васильевича.

Двоюродный прадед родился в 1925 году в селе Екатериновка Самарской области. В крестьянской семье было семеро детей: двойняшки Пётр и Николай, старшие Иван и Анна. Остальные умерли в течение недели от дизентерии. Выжившие окончили семь классов, работали в крестьянском хозяйстве. Но вот пришла война, разделившая Банковых. Иван стал инструктором и готовил девушек-артиллеристов зенитных орудий в Саратове. Семнадцатилетние Пётр и Николай летом 1942 года добровольцами ушли на фронт. Братья попали в разведывательную роту пехотной дивизии. Тогда же они совершили первый подвиг.

Дивизия отступала, по пятам преследуемая немецкими мотострелковыми частями. Прикрывать отход войскового соединения оставили роту разведчиков численностью немногим более ста человек. Они должны были в течение суток удерживать линию окопов протяжённостью шесть километров. Вечером дивизия ушла, а утром началось наступление нацистских солдат. Вражеские колонны двигались по дороге, когда по ним открыли огонь советские воины. Встретив сопротивление, немцы вызвали поддержу авиации и артиллерии.

К двум часам дня в результате непрерывных бомбёжек и обстрелов в живых остались только Пётр и Николай. Воспользовавшись временным затишьем, братья стали создавать иллюзию обороны: приставили мёртвых товарищей к стенам окопа, вложили им в руки винтовки, собрали имеющиеся боеприпасы и оборудовали несколько укреплённых точек. Пока не стемнело, Банковы оказывали сопротивление, перебегая от одного конца оборонительной линии к другому.

– Окопы протянулись в обе стороны на три километра, – рассказывал Пётр Васильевич. – В центре у нас было условное место, где мы с Колей пересекались. Каждый раз я боялся, что вижу его в последний раз. Но он всегда выбегал из-за поворота. Мы обнимались и целовались. Перекрестимся и снова разбежимся…

Ночью немцы приостановили наступление. Под прикрытием темноты Банковы догнали дивизию.

Часто попадали Банковы в пекло битвы. Не один раз их грудь украшали наградами. Повествование об их военных буднях заняло бы у меня много времени. Поэтому расскажу вам другой интересный случай.

В 1943 году братьев отправили в разведку. Случайно братья наткнулись в лесу на экипаж немецкого танка «Тигр». Фашисты жгли костёр, а боевая машина стояла неподалёку с запущенным двигателем. Николай Васильевич кинул в огонь гранату, убившую экипаж танка. Братья решили угнать «Тигр», потому что в то время в СССР ценили любые сведения о нём. Имея опыт управления тракторами, Банковы без труда освоили технику. Пока они ехали по немецкой территории, враг не обращал внимания. Сюрпризом не стал и обстрел танка русской артиллерией, когда он пересекал линию фронта. Советские солдаты не знали о намерениях разведчиков, и решили, что это враг идёт на прорыв.

– Снаряды не могли пробить толстой брони танка, но от их удара в утробе машины стоял ужасающий грохот, – вспоминает Пётр Васильевич.

Чтобы разведчиков не убили расчёты своих полевых орудий, прадед снял с себя белые кальсоны, нацепил их на ствол автомата и выставил из люка. Обстрел с родной стороны прекратили, а немцы опомнились и открыли огонь сзади. «Тигр» братья завели в овраг и радостные вылезли наружу, думая, что все трудности позади.

Но не тут-то было. Русская пехота приняла Банковых за немцев и избила. Бумаг, подтверждающих личность лжетанкистов, с собой не было. Во время выполнения операции у них забрали все документы и личное имущество, не имеющее ценности в бою. Петра и Николая спас офицер, связавшийся с начальством и признавший русских разведчиков. За проявленные храбрость и смекалку обоих наградили.

Пётр Васильевич встретил День Победы в городе Грац, в Австрии. Старшему Ивану повезло меньше: он долго хотел попасть на фронт, и когда его, наконец, отправили на передовую, эшелон, в котором он ехал, атаковали германские штурмовые бомбардировщики. Получив сильные повреждения спины, он был возвращён в тыл. Ивану так и не довелось принять участие в боях.

Николай Васильевич закончил войну в звании старшины. Он вернулся домой, окончил речной техникум и управлял буксиром на Волге.

Пётр Васильевич с Орденом Славы, многочисленными медалями в продолжил военную карьеру. Он служил в Забайкальском военном округе, городе Борзя, и в 70-х годах уволился, имея на плечах погоны капитана. С тех пор он живёт вместе с дочерью в Виннице. На сегодняшний день Пётр Васильевич единственный, кто остался из всей семьи.

Мой двоюродный прадед смотрит на жизнь такими же глазами, как на фотокарточках времён своей молодости. И сердце этого человека пылает тем же огнём, что и десятки лет назад. Он передал мне искру памяти о событиях сороковых годов, озарил подробностями давно минувшие дни. Так освещает наш мир душа каждого ветерана Великой Отечественной войны.


Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ

bottom of page