Дмитрий Григорьевич Щербина родился 2 октября 1927 года в селе Любомировка Омской области. Родители-колхозники растили шестерых детей. Работали много, как и все, ведь сибирская земля нуждалась в пахаре.
22 июня 1941 года школьников, в том числе и семиклассника Диму Щербину, повезли на уборку сорняков. К полудню собрались на обед. По громкоговорителю около школы передали о вторжении немецких войск. Дети стояли и слушали. После окончания трансляции они побежали к учителю и просили: «Возьмите нас на фронт!»
Но и в тылу было место для подвигов – трудовых. Дмитрий окончил семилетнюю школу, стал трактористом.
– Мне хотелось уйти на фронт. Я всю жизнь мечтал быть военным и защищать Родину, – рассказывает Дмитрий Григорьевич.
Юноша писал в военный комиссариат одно заявление за другим. И в конце декабря 1944 года его, наконец, взяли в армию.
Сначала молодой человек попал в 35-й запасной артиллерийский полк в Новосибирске. Потом в 5-й учебный артиллерийский полк, где стал наводчиком 122-миллиметрового орудия. После обучения рядовой Щербина в составе 759-го отдельного противотанкового дивизиона отправился на фронт.
Первый бой Дмитрия Григорьевича состоялся в землях Восточной Пруссии. Шесть советских пушек полтора часа сдерживали около 20 неприятельских танков. Сражение закончилось победой красноармейцев: сожгли шесть машин, а потеряли трёх человек в батарее. Оставшиеся танки врага попятились, затем отступили. В результате удалось предотвратить прорыв гитлеровцев. За этот бой наши солдаты получили письменную благодарность от Сталина.
Следующие несколько столкновений с противником прошли без потерь. Германия была на грани капитуляции. Но на освобождённых территориях оставались не менее жестокие и коварные враги - бандеровцы и власовцы продолжали терроризировать население. В борьбе с ними участвовал и артиллерист Щербина.
– Они ожесточённо сражались. Понимали, что если останутся живы, то им несдобровать, потому что слишком зверствовали.
Во время одной из стычек с бандеровцами взвод, в котором воевал Дмитрий Григорьевич, попал на мины. Его контузило.
Затем был перевод в узбекскую крепость Термез на границе с Афганистаном. Но ноги, как вспоминает ветеран, сильно болели после подрыва на мине, поэтому в ноябре 1946 Дмитрий Григорьевич уволился в запас.
Путь домой был долгим и тяжёлым. Легкое обмундирование не спасало от зимней стужи. Два месяца пришлось лечить воспаление легких. Как только Дмитрий Щербина поправился, он устроился в ту же машинно-тракторную станцию, в которой работал до войны. Умелые сильные руки в селе ценились, ведь половина любомировских мужиков не вернулась с фронта.
С самого детства Дмитрий Григорьевич испытывал страсть к патриотическим книгам. Юноша «закалился» на произведениях Николая Островского. После окончания в 1956 году библиотечного отделения Омского культурно-просветительского техникума он сразу поступил на заочное отделение историко-филологического факультета Омского педагогического института. Отучился три года и вернулся в родной Таврический район, где женился и работал в Райисполкоме заведующим отделом культурно-просветительской работы.
Лейтенант запаса, Дмитрий Григорьевич вскоре получил возможность вернуться в армию. Он служил в Западной Сибири, Венгрии, на Украине и в ГДР. Параллельно писал журналистские материалы в различные газеты. В Германии встречался со многими национальными писателями. Дмитрий Григорьевич хорошо изучил немецкую культуру, которой посвятил несколько научных работ.
В 1979 в звании полковника вышел на пенсию и с тех пор живёт в Краснодаре. Тогда же стал преподавать в Кубанском государственном университете. Профессор кафедры политологии и политического управления Дмитрий Григорьевич 35 лет отдал КубГУ. Сейчас ветеран занимает должность главного инспектора по социально-воспитательной работе. Несмотря на свои 88 лет, продолжает воспитывать таких же патриотов, как и он сам.
Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ
Фото: Сюзанна ГАЛОЯН