top of page

ОТ КЁНИГСБЕРГА ДО ПОРТ-АРТУРА


Война не знает покоя и порядка. Она разбрасывает людей по всему свету, сметает судьбы народов. Виктора Семёновича Демченкова ветер войны не пожалел.


Он появился на свет в Вязьме 13 октября 1926 года. Его отец работал строителем, возводил военные объекты, заводы, фабрики во всех уголках нашей Родины. Несмотря на частое отсутствие супруга, мать Виктора вела образцовое хозяйство. Семья жила в собственном доме, держала двух коров, сад и огород. Так что у Виктора, а также его старших брата и сестры было безоблачное детство. Он хорошо учился и в 1941 году закончил восьмой класс.


В полдень 22 июня семья Демченковых поставила в садовой беседке самовар. Счастливое чаепитие прервал голос Молотова по радио. В тот день ветер войны впервые обдал своим огненным дыханием молодого Виктора.


Тихую Вязьму оклеили плакатами, залепили окна газетами. 31 июля усиленная бомбёжка разрушила половину города. Жители вырыли во дворах окопы. Авианалёты были частыми, потому что через Вязьму проходил ближайший путь до Москвы.


­– На вокзале собралось много эшелонов. Везли снаряжение на фронт, войска, цистерны с горючим. А с фронта эшелоны с раненым, – вспоминает Виктор Семёнович. – Погибло очень и очень много людей. Всё горело! Цистерны взрывались, куски железа летали по воздуху.


Крылатые хищники Люфтваффе однажды охотились и за самим Виктором. Как-то раз он пошёл в лес собирать грибы, когда на него налетел мессершмитт. Истребитель открыл огонь по подростку, который успел спастись в кустах.


От отца пришло письмо, в котором он просил семью приехать к нему в Куйбышев. 13 августа в результате очередной атаки бомбардировщиков Вязьма была разрушена почти полностью. Усугубляли положение и вражеские диверсанты.


На следующие сутки Демченковы закопали сундук с пожитками и собрали документы. Ночью они, а также тётя Виктора с двумя племянниками пешком добрались до железнодорожного узла. Там беженцы сели на товарный поезд, который шёл на восток.


По прибытии в Куйбышев воссоединившейся семье дали служебную квартиру. Талонов на хлеб не хватало, особенно зимой. Демченковым полагалось 400 грамм выпечки на троих, а родственнице с детьми – ничего из-за потерянных документов. За городом юный Виктор откапывал из-под снега замёрзшие овощи, неубранные подсолнухи.


– Голодный город, ничего не было. В магазинах продавали желудёвый кофе на сахарине. Он дешёвый, а выпьешь – сразу легче, – смеётся Виктор Семёнович.


…Шёл 1943 год. Началось освобождение Восточной Украины, и отца отправили на восстановление предприятий в Мариуполе. Семья поехала следом, но нашему герою запретили покидать Куйбышев – скоро призыв. Закончились продуктовые карточки, несколько голодных дней и, наконец, на фронт.


После обучения сержант Демченков в июле 1944 был направлен в запасной артиллерийский полк во Львове. В городе и окрестностях зверствовали бандеровцы. Они казнили любого за помощь Красной армии, убивали наших солдат.


После распределения в 910 артиллерийский полк 3-го Белорусского фронта Виктор Демченков стал разведчиком. В его обязанности входила передача координат врага из специального наблюдательного пункта. Такая служба была очень опасна, потому что работать приходилось рядом с позициями неприятеля.


Весной 1945 ветер войны подул с новой силой. Красноармейца Демченкова направили на осаду Кёнигсберга. Накануне битвы наши войска дали возможность жителям беспрепятственно покинуть столицу Восточной Пруссии. Штурм города-крепости начался 6 апреля. Бои шли на улицах, в небе и на море. Город горел, его обстреливала немецкая корабельная артиллерия. Земля день и ночь дрожала от разрывов бомб и снарядов. 9 апреля немцы сдали Кёнигсберг. Операция прошла блестяще: русские воины потеряли 3700 человек против 42000 гитлеровцев.


После короткой передышки Виктора Демченкова перебросили в Монголию. С 23 апреля по 10 августа проходила подготовка к войне с Японией. Опытные и многочисленные вооружённые силы СССР быстро расправились с японской группировкой, несмотря на жару и дефицит воды. Чтобы как-то облегчить свои страдания, красноармейцы пили воду из луж, прикладывая к губам платок в качестве фильтра. Хотя японцы уступали в военном мастерстве немцам, с ними тоже хватало проблем. Самураи прятались в зарослях и ночью нападали с кинжалами на спящих советских солдат. Вскоре Квантунская армия была разбита. Второго сентября мировая война закончилась.


Нищее население Китая с теплотой встречало освободителей. Русские отдавали местным крестьянам всю одежду, какую можно было подарить.


– Ой, бедно жили китайцы. Дома глиняные без стекол, вместо одежды лохмотья… Тогда мы им помогали. А сейчас бы нам у них поучиться, – рассуждает ветеран.


Радость победы омрачила эпидемия японского энцефалита. Смертность среди личного состава достигала 97%. Но Виктор Демченков пережил и эту напасть. До 1949 года он находился в освобождённом Порт-Артуре. После войны его родителей отправили отстраивать Ленинград. Туда и поехал наш герой после демобилизации. Он окончил с отличием Ленинградский финансово-кредитный техникум, затем Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, женился. Работал в Выборге и Светлогорске. Затем поступил в аспирантуру Московского финансового института. После обучения уехал во Владимир, а затем жизнь привела его в Краснодар.

Виктор Семёнович с супругой на прогулке

С 1973 по 1993 Виктор Семёнович проработал заведующим кафедрой Организации и планирования промышленности в Кубанском государственном университете. Он с улыбкой вспоминает свою жизнь. Что бы ни случилось, как бы тяжело ни было, Виктор Семёнович всегда сохранял чувство юмора и оптимизм.


Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ Фото: Сюзанна ГАЛОЯН

bottom of page