top of page

ТЕМА СТАЛИНА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ


Тема Сталина, безусловно, весьма обширна, о нём можно написать десятки книг. Но я хочу затронуть лишь ряд уже существующих публикаций.


В 2012 году Захар Прилепин выпустил статью под названием «Письмо товарищу Сталину», которая положила начало волне публикаций о вожде. Позже, получив негативные отклики либеральной общественности на свою работу, он написал статью «Стесняться своих отцов», где комментирует нападки оппонентов, которые были весьма резки. Впрочем, как и сама статья Прилепина, в которой он, не сглаживая углы, описывает реальность.


Либералы традиционно очерняют деятельность Сталина, упорно не хотят замечать многих положительных фактов и настойчиво преувеличивают число репрессированных жертв. Например, в статье «Русский Сталин» Дмитрий Быков пишет: «В России Сталин тридцать лет был абсолютным диктатором, не имея для этого ни интеллектуального, ни нравственного ресурса, – но по причине полного отсутствия моральных устоев он на эту роль и сгодился». Это значит, что человек, который руководил армией, обладал даром предвидения дальнейшего хода событий, прагматизмом, вёл сложнейшую политическую игру с Гитлером, Черчелем, Муссолини, не имел «интеллектуального ресурса»?


В ответ можно привести статью Александра Проханова «Святомученик Иосиф», где автор называет Сталина человеком, «который блестяще знал и понимал реальность в её динамике, в движении. Он оперировал колоссальным количеством фактов, явлений, умел эти факты выстраивать, умел их предвидеть. Он создавал комбинации из огромных массивов реальных явлений как внутрироссийских, так и мировых. Причём, в эту реальность были включены его знания о метафизической сущности». Ряд вышеперечисленных качеств говорит об интеллектуальной состоятельности Сталина, что является фактом.


Николай Сванидзе в статье «Сталин-лайт. Сталин — вуду. Сталин — суперстар» связывает имя вождя с «непомерной ценой победы» и ГУЛАГом. Вообще, многие либеральные журналисты пишут о о кровавой тирании Сталина. В частности, о миллионах невинно расстрелянных в 1937-1938 годах, но никто не предоставляет точной цифры, которая закреплена документально. Число варьируется от 40 до 150 миллионов убитых. Например, Антон Антонов-Овсеенко в книге «Сталин без маски» пишет «Подсчёты эти весьма и весьма приблизительны, но в одном я уверен: сталинский режим обескровил народ, уничтожив более 80 миллионов лучших его сыновей».


Но есть факты, свидетельствующие о реальном количестве жертв. В статье «1937 год» Пётр Мультатули приводит интересные данные: «Как установлено современными исследователями, в январе 1937 года, то есть в канун «Большого террора», численность населения СССР составила 168 млн. человек. Накануне Великой Отечественной войны эта цифра возросла до 196,716,000. То есть население выросло почти на 30 млн. человек. Ясно, что если бы в ходе террора 1937-38 годов было уничтожено 50-60 млн. человек, не говоря уже о 100 млн., такого роста населения в СССР быть бы не могло, и уж тем более никакую Великую Отечественную войну мы выиграть бы не смогли, просто воевать было бы некому». В том же источнике сообщается: «Сегодня довольно точно установлены масштабы репрессий 1937-1938 годов. По данным рассекреченных архивов в эти годы было осуждено 1,5 миллиона человек, из которых примерно 700 тысяч человек было расстреляно. Несмотря на то, что цифра в 700 тысяч убитых несопоставима с мифическими 50 миллионами, она всё равно огромна».


Нужно отметить, что убивали и арестовывали не только по инициативе Сталина, были и другие компетентные органы. Этот тезис может ярко проиллюстрировать ситуация в семье Анны Ахматовой. Когда первый раз арестовали её сына и мужа, она написала письмо Сталину, где просила их освободить. На письмо была наложена резолюция: «т. Ягода. Освободить из-под ареста и Гумилева и Пунина сообщить об исполнении т. Сталин».


Хотелось бы для большей ясности привести отрывок из статьи «1937 год» Петра Мальтатули: «В 1938 году Льва Гумилёва снова арестовали. Поводом для ареста стал следующий инцидент, который хорошо описан в воспоминаниях самого Льва Николаевича Гумилёва. На одной из лекций по русской литературе профессор Л. В. Пумпянский «...стал потешаться над стихами и личностью моего отца. «Поэт писал про Абиссинию, – восклицал он, – а сам не был дальше Алжира... Вот он – пример нашего отечественного Тартарена!» Не выдержав, я крикнул профессору с места: «Нет, он был не в Алжире, а в Абиссинии!». Пумпянский снисходительно парировал мою реплику: «Кому лучше знать – вам или мне?» Я ответил: «Конечно, мне». В аудитории около двухсот студентов засмеялись. В отличие от Пумпянского многие из них знали, что я – сын Гумилёва. Все на меня оборачивались и понимали, что мне, действительно, лучше знать. Пумпянский сразу же после звонка побежал жаловаться на меня в деканат. Видимо, он жаловался и дальше. Во всяком случае, первый же допрос во внутренней тюрьме НКВД на Шпалерной следователь Бархударян начал с того, что стал читать мне бумагу, в которой во всех подробностях сообщалось об инциденте, произошедшем на лекции Пумпянского».


Гумилёв и двое его товарищей были обвинены в попытке контрреволюционного переворота и осуждены на длительные сроки заключения. Мать Гумилёва Ахматова вновь написала Сталину. По словам Льва Гумилёва, прошение осталось безответным. Тем не менее, после письма Ахматовой, дело её сына было отправлено на доследование.


А вскоре началась война, и Гумилёв был мобилизован в действующую армию. Однако после войны, в 1948 году, он был вновь арестован. Гумилёв как-то вспоминал: «Когда я был молод, точнее, когда я ещё только поступил на первый курс исторического факультета Ленинградского университета, меня уже тогда интересовала история Центральной Азии. Со мной согласился поговорить «заслуженный деятель киргизской науки» Александр Натанович Бернштам, который начал разговор с предостережений, сказав, что самое вредное учение по этому вопросу сформулировано «евразийством», теоретиками белоэмигрантского направления, которые говорят, будто настоящие евразийцы, то есть кочевники, отличались двумя качествами – военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии. Я ответил, что мне это, как ни странно, очень нравится и мне кажется, что это сказано очень умно и дельно. В ответ я услышал: «У вас мозги набекрень. Очевидно, вы – такой же, как и они». Сказав так, он пошёл писать на меня донос. Вот с этого и началось моё знакомство с евразийством и с научным работником Бернштамом...».


Итак, спросим читателя, кто виноват в арестах Гумилёва: доносчики Бернштам и Пумпянский, или Сталин, вытащивший Гумилёва из тюрьмы? Но документированнные аргументы в пользу Сталина не мешают современным «обличителям сталинизма» утверждать, что Сталин «гноил» в тюрьме Льва Гумилёва». Но если вникать в конкретные ситуации и подробно рассматривать прецеденты, то оказывается, что не все делалось с поручения Сталина.


Ещё странно, что либеральные публицисты пишут о репрессиях Сталина, об огромном количестве убитых, а вот о миллионах уничтоженных Лениным и Троцким ничего не говорят. Очень показательным является высказывание Льва Давидовича Троцкого, или же Лейба Давидовича Бронштейна, летом 1917 года: «Мы должны превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная. В буквальном смысле этого слова красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн. Крупнейшие банкиры из-за океана будут работать в теснейшем контакте с нами. Если мы выиграем революцию, раздавим Россию, то на погребальных обломках её мы станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени».


И для сравнения можем привести высказывание Сталина: «Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!..»


Я думаю, разница между двумя высказываниями довольно велика и очевидна. Важно отметить, что Ленин и его соратники уничтожали не за какие-либо незаконные деяния, а просто потому, что человек принадлежал к дворянскому роду или был членом царской династии. Например, зверским образом была убита княгиня Елизавета Фёдоровна, которая основала Марфо-Мариинскую обитель. Её привезли на заброшенный рудник, избили, бросили в шахту. Это даже похоже не на убийство, а на самую настоящую казнь.


Усилиями новой власти был нанесён огромный ущерб и крестьянству, и духовенству. Подтверждает это статья Сергея Фомина «Империя Сталина»: «Жертвы 1918-1922 гг. составили примерно 12 % населения страны, а 1937-1938 гг. – 0,4 %».


Важно отметить ещё одно отличие Ленина и Троцкого от Сталина. Первые разрушали страну, были русофобами, развязали «красный террор», гражданскую войну и были инициаторами многих разрушительных для России действий. А вот Сталин был консерватором, при нём процветала наука, при нём мы победили фашистскую Германию. В конце концов, при нём восстанавливалась страна. Были уничтожены масонские общества и низвергнута «пятая колонна».


Политолог Лев Вершинин обратил внимание на ещё один важный момент: «Владимир Ильич руководил устранением старой элиты и приходом к власти новой, которую взращивал и отечески опекал, а Иосиф Виссарионович требовал от новых элит работы с полной отдачей, сурово, не глядя на былые заслуги, репрессируя за разного рода выкрутасы». Такое сравнение двух лидеров, в первую очередь, показывает их отношение к России.


Дмитрий Быков пишет: «Вероятно, по личным своим задаткам он действительно был классический восточный царёк (хотя бы и грузинский), время от времени нуждавшийся в том, чтобы прореживать элиту и списывать на неё все свои грехи». А прореживать, видимо, было необходимо, ведь как можно поднять государство на новый уровень?! Как можно восстановить его со старой, гнилой, развращённой большевиками элитой, которая была наполнена русофобами?! Как можно прийти к новому, если постоянно оглядываться назад? Сталин хотел процветания страны, а не её смерти.


Говоря о правительстве Сталина, многие упоминают о доставшейся дорогой ценой победе. Многие считают, что он отправлял людей на смерть эшелонами не задумываясь. А ранее упомянутый Дмитрий Быков в той же статье «Русский Сталин» утверждает: «Войну выиграл не он. <…> Он умел только вовремя чувствовать наиболее опасные и отвратительные движения воздуха и возглавлять мерзость прежде, чем она набирала силу. Он, как хамелеон, принимал форму».


Значит, войну выиграл не он? Конечно, войну выиграл народ, так как его усилиями велась эта борьба, но роль руководителя, главнокомандующего очень велика и порой играет решающую роль. Бесспорно, что победа в Великой Отечественной войне – это во многом заслуга Сталина. Да и вообще к теме о непомерной цене победы, какова ещё может быть её цена, когда предшествующая революция и гражданская война растерзала страну, деморализовала её? Почти все достижения Российской империи были аннулированы. Страна с приходом большевиков деградировала. Да и мы воевали не против одной Германии, мы воевали против большей части Европы. Ведь объявила о войне не одна страна, а ряд стран нацистского блока: Германия; Словакия – 1 сентября 1939 года; Италия, Албания – 10 июня 1940 года; Венгрия – 11 апреля 1941 и т.д.


Возвращаясь к теме о «Большом терроре» 1937 года, нужно учесть ряд фактов. Например, Сталин проводил комплекс мероприятий по восстановлению имён, которые составляли русскую национальную славу. Были возвращены имена Пушкина и Чайковского. Сняли ряд фильмов о русских героях: Александре Невском, Петре I, Суворове. В прессе стали встречаться такие фразы и слова, как «верующий нам не враг», «Крещение Руси», «славяне», «Великороссия», «Родина». Учреждены ордена имени Александра Невского, Суворова, Кутузова. Как говорится в статье Фомина "Империя Сталина", 7 ноября 1941 года в с тране прозвучало: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Димитрия Пожарского, Кузьмы Минина, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Как мы помним, стараниями Ленина и Троцкого вышеперечисленные имена были под запретом. Это весьма показательно, что при Сталине говорилось об этом.


Несмотря на отказ Запада в кредитах на восстановление, Сталин всё же сумел реанимировать страну. Методика планового восстановления эффективно работала. Увеличился ВВП на душу населения. 30-е годы стали периодом расцвета науки: выросло количество научных работников, число научных учреждений стало больше на 40%. Процветала космическая индустрия. В 1934 году был создан Союз писателей. Выпущено постановление «О приёме в высшие учебные заведения и техникумы», где отменялся критерий поступления по социальному происхождению. Упразднили карточную систему и легализовали свободную торговлю.


Все это способствовало восстановлению культуры и моральных ценностей. Люди, даже не сильно осведомлённые о жизни Сталина, наверняка слышали о том, что ему очень нравилась пьеса Булгакова «Дни Турбиных», которая заканчивалась словами: «Была у нас Россия – великая держава! И будет! И будет!». Складывается впечатление, что никогда он не был страстным русофобом, как ему приписывают, а наоборот, поддерживал идею России как великой страны. Я думаю, Сталин хотел отойти от кровавого сценария, начертанного большевиками. Хотел открыть новую страницу русской истории, где главным понятием являлось: «Россия - Великая держава».


Незадолго до смерти Сталин сказал: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её». Это очень справедливое замечание. История нам показывает, что споры вокруг таких великих личностей не прекращаются, и время антисталинизма сменяет время неосталинизма. В заключение мне хотелось бы привести высказывание Черчилля: «Он был величайшим из диктаторов принявших Россию с сохой, а оставивший с ядерной бомбой».


Автор: Христина ТРЕТЬЯКОВА

Фото: Ирина ШЕЙКО


Список источников:

1. Антонов-Овсеенко А. В. Сталин без маски. М., 1990. С. 506.

2. Д. Быков «Русский Сталин» «Медведь» №130, 2008 г.

3. П.В. Мультатули «1937 год» 2009 г.

4. О. Дханина «Почему либералы ненавидят Сталина, больше чем Ленина: мнения» 2013 г.

5. А. Проханов «Святомученик Иосиф» «Завтра» №4, 2013г.6. Н. Сванидзе «Сталин-лайт. Сталин — вуду. Сталин — суперстар» Комсомолец № 26172 , 2013 г.

6. http://poiskpravdy.wordpress.com

7. И.В. Сталин «За русский народ!» http://ru.wikipedia.orgС. Фомин «Империя Сталина» http://pravaya.ru, 2005 г.

bottom of page