top of page

НАСТУПИТ ЛИ ЗАВТРА? ТВОРЧЕСТВО ЕЛЕНА ТУЛУШЕВОЙ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Елена Тулушева — новичок в ряду современных писателей и вместе с тем автор, явно выбивающийся из этого ряда. Это выделение на общем фоне обусловлено серьёзным опытом работы в области клинической психологии. Елена является старшим медицинским психологом в реабилитационном центре для подростков. Специфика деятельности обусловила тематику её произведений.


Главные герои рассказов — реальные подростки с реальными проблемами. Казалось бы, привычное и укоренившееся словосочетание — «подростковые проблемы», но мы даже не представляем, сколько в нем глубинного смысла, горя, слез, несбывшихся надежд, разочарований и обид. Об этом и пишет Елена Тулушева.


При первом прочтении возникает ощущение «стандартности» повествования, в голове крутится: «Так напишет любой». Да, здесь нет стилистических изысков, витиеватых метафор. Как нет и позитивной, жизнеутверждающей концовки. А как показывает время, «хэппи-энд» и правда жизни — понятия взаимоисключающие. Почти всегда.


Тулушева не даёт читателям надежды на исправление героев, на лучшее будущее, мы понимаем, что это вряд ли возможно. А все потому, что в детстве их недолюбили, недоласкали, недохвалили. И во дворе под натиском нового, неизвестного, манящего они принимались ломать свои жизни, перечеркивая горизонты будущего.


Так, герой одноимённого рассказа Слава, скинхед и несостоявшийся убийца, во всем винит мать. Он таит большую детскую обиду на неё: за «пятидневки в саду», за «лагеря на все три смены», за кадетский корпус. Ребёнок не может понимать взрослых проблем, он не в силах связать воедино постоянную занятость матери и покупку новой куртки. Он просто тянется к ней всем своим существом, к самому родному человеку, а она из раза в раз отталкивает его, отправляя туда, где ему за всё необходимо бороться. И вот эта борьба за своё существование переросла у ребёнка в злобу на весь мир, стала привычкой. Он же боролся не только в школе, но и дома, во дворе, в себе, своих мыслях. Боролся за то, чтобы не быть одиноким.


В такой ситуации человеку почти всегда нужно кого-то обвинить, «найти крайнего», направить на него свою ненависть, злость и обиду. Такими «крайними» Слава делает мать и Бога. С Богом у него особые отношения, построенные на ревности и соперничестве за лидерство в сердце матери: «Никогда я не буду вторым, я — первый, я — лидер!» Но нельзя сказать, что Слава совсем не верит в Бога, — верит, но не признаётся. В момент обыска, эмоционального всплеска, он как запуганный зверёк мечется по клетке и не знает, в какой угол приткнуться, у кого попросить спасения. И тут Слава вспоминает о Боге: «Где же её дорогой Бог? Что ж не поможет?» Да, со злостью, с обидой, словно признавая своё поражение в придуманной им борьбе, но вспоминает. Я думаю, что когда-то он примирится с Богом и раскается, но до этого ему предстоит пройти долгий путь переоценки себя и мира. А Елена Тулушева является спутником заблудших подростков на этом пути исправления. Очень тяжёлая и неблагодарная работа, мало кто потом скажет спасибо. Но Елене это и не нужно, она просто и скромно говорит, что кто-то должен быть и с ними.


Кардинально противоположная ситуация описана в рассказе «Виною выжившего». У Миши за плечами два срока, туберкулезный санаторий, передозировка. А до этого — профессиональные занятия скалолазанием, спортивные соревнования, победы, частые похвалы, поддержка, забота, восхищение родителей. Ничто не предвещало беды, но в один миг всё оборвалось. Здесь уже все по-другому: переоценили, перехвалили. Могу только предположить, что с правильной дороги Миша свернул из-за страха разочаровать своих восторженных почитателей, упасть со скалы, на которую он из раза в раз взбирался. Не хватило характера.


И тут ты понимаешь, что никто не знает, что будет завтра, с чем ты столкнёшься в жизни, выдержишь ли испытание, не сдашься ли. Безусловно, от семьи зависит многое, но за выводы, которые ты делаешь, за решения, которые принимаешь, за точку зрения, которую отстаиваешь, отвечаешь только ты сам. Виноватых можно найти всегда, с этим проблем нет, но будешь ли ты честен перед собой — вот в чём вопрос. Главные герои рассказов Тулушевой не решают эту проблему, не задают себе таких вопросов. Я думаю, что это дело будущего, их только ждёт осознание того, что винить во всём нужно прежде всего самого себя.


В «Виною выжившего» присутствует ещё один яркий образ — Марина, сестра Миши. Есть в ней и Славе что-то общее, наверное, это приставка «недо-»: любили, ласкали и т.д. Но у Марины это вызывает совсем другие чувства: «Ей хотелось тоже залезть высоко, ещё выше него, выше всех них, чтобы они задирали головы, чтобы увидеть её». Это закаляет её, воспитывает характер, формирует цели, стремления. Желание переплюнуть, смотреть свысока движет её развитием: сначала школа, мечты о космосе, потом социально-психологический колледж, работа… И постепенно зависть по отношению к брату переходит в заботу, жалость: в институте она выбирает специализацию по работе с зависимыми, чтобы помочь брату, спасти его. С одной стороны, удивляешься, как обделенный в детстве вниманием ребёнок, вырастает в такую сильную, волевую и отзывчивую личность, а с другой — понимаешь, что это результат самовоспитания и больших усилий над собой, что дело в характере.


Автор: Елена ФИЛИМОНОВА

bottom of page