top of page

ХОЧЕТСЯ ПОМОЧЬ. ТВОРЧЕСТВО ЕЛЕНЫ ТУЛУШЕВОЙ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Людей взращивает окружение. В широком смысле — общество, в узком и самом точном — семья. С какими жизненными ценностями, нравственными ориентирами вступит во взрослую жизнь маленький человек, зависит от того, насколько его детство было заполнено любовью, заботой и пониманием: беседами «по душам», взаимопомощью и уважением. Семья для каждого человека должна быть убежищем от всех невзгод и печалей, родным домом, куда придёшь с самой большой радостью и с повинной…


В реальности же так бывает не всегда: неблагополучных семей в мире очень много. Сиротство, пьянство, беспорядочный образ жизни, а иногда хватает и одного безразличия, чтобы что-то в воспитании ребёнка пошло не так.


Современная семья, конечно, отличается от семей, в которых росли наши дедушки, бабушки, даже родители. И всё же, несмотря на все изменения в мире и обществе, на все результаты научного и технического прогрессов, традиционная, а я бы сказала, классическая семья должна оставаться социальной и духовной основой человечества.


Эту тему затрагивает в своём творчестве Елена Тулушева — молодая писательница из Москвы. Молодо — не всегда зелено. В свои 27 лет она успела изучить основы международного бизнеса во Франции и осознано уйти из этой сферы. Позже в Москве решила сменить специальность, захотелось реализовать детские мечты — «помогать людям». Окончила Институт аналитической психологии и психоанализа, затем — Институт психотерапии и клинической психологии по направлению «Интегративные методы психотерапии». Сегодня работает в детском реабилитационном центре для подростков-наркоманов и алкоголиков. Согласитесь, не самое приятное и престижное занятие. Совсем не престижное в определенных кругах. А я бы хотела отдать должное ей и её труду.


Проблема воспитания — центральная в рассказе «Слава». Сегодня — скинхед, у которого «пока кроме учёта даже условки нет». А в прошлом — выброшенный на просторы жестокой взрослой жизни ребёнок.


«Три года кадетства — три года тоски, унижения, бесконечной борьбы за выживание. Он так и не смог простить матери все эти скитания — пятидневки в саду, лагеря на все три смены и, наконец, — подобие армии для сотни брошенных мальчишек».


Конечно, отдать собственного ребёнка на воспитание «под кальку», без учёта индивидуальных особенностей, желаний и забот могут заставить только трудные жизненные обстоятельства.


«Она (мать. — А.К.) только разводила руками: у неё работа, надо на что-то жить, тянуть его в одиночку, совсем не остается времени за ним следить». Я не считаю это оправданием. Пока ребёнок не попробовал жить взрослой жизнью, где буйным цветом цветут все человеческие пороки, для него ценность составляют совсем другие вещи. Пускай она в очередной раз от него не откупится, но уделит время душевному разговору и его переживаниям.


«Они никогда не были близки: она постоянно его куда-то сдавала, перепоручала, избегала разговоров, редко обнимала». Вот что важно и нужно! Духовная близость, забота и ласка.


Истинное воспитание — это пример, опора, совет дорогого тебе взрослого, это передача нравственных ценностей, духовное наставление.


В рассказе «Виною выжившего» — другой ход событий. Двое детей — одаренный скалолаз Миша и Марина, «денег на занятия для которой не оставалось, в связи с чем никаких “талантов” у неё выявлено не было». Мать — грубая, волевая женщина, а отец — добродушный алкоголик.


«Руки у отца становились холодными и липкими, сидеть было неудобно, а от его поцелуев на щеках оставались влажные следы, — вспоминает Марина. — Но всё это казалось совсем не важным. Она сидела с восторженной улыбкой самого любимого ребёнка на свете: папа ею гордится…»


От таких родителей в нашем обществе принято отказываться, забывать, сдавать, как ненужный металлолом, в специальные учреждения — дома или диспансеры. «Но всё это казалось совсем не важным». Отец любил её, гордился ей, был близок.


А Мише, думаю, перепало меньше. «Родители, поверив в способности сына, готовы были оплачивать и дорогостоящее снаряжение, и выезды на соревнования, несмотря на средний доход семьи». Но истинного воспитания, наверное, недодали…


Облюбленный ребенок стал наркоманом, а Марина — успешным человеком, достойной личностью. Жизнь выковала в ней силу воли, понимание того, что всего нужно добиваться трудом.


Герой предыдущего рассказа Слава и Марина — два очень непохожих человека. У Марины был любящий и, несмотря ни на что, любимый человек — папа. Слава же был одинок. И чувство соперничества, детской, невинной, на первый взгляд, ревности (у Славы — к Богу, у Марины — к брату) в будущем проявились по-разному. Слава возненавидел «её любимого Бога», а Марина «безумно уставала на последнем курсе колледжа, постоянно подрабатывая вечерами». Стойкость характера, целеустремленность помогли ей по кирпичику выстроить свою жизнь.


И дело не только в первом в семье законченном высшем образовании или социально-значимой работе. Она сумела стать настоящим человеком — сострадающим, способным прийти на помощь.


Заключающий подборку рассказ «Мама» — душевная трагедия. Боль ребёнка за грехи взрослых. Двенадцатилетний Богдан узнаёт от деда, что его вырастила неродная мать. А родная сильно пила и вместе со старшим братом осталась в деревне. Никогда после разлуки не видела сына.


Разрушенная семья, порочащее пьянство и как итог — две душевные детские раны, которые уже никогда не заживут. Женя, все детство пробегавший по деревне в поисках пьяной матери: «…плачет: и мать ему жалко, и с отцом быть хочет». И Богдан, Богом данный ребенок, как говорит ему дед, становится по-детски жесток после разговора с дедом — от своей, в первую очередь, беззащитности перед жизненными обстоятельствами, перед маминой болезнью.


Не случайно в этом заключительном рассказе много говорится о Боге.


«И потому в церковь ходить нужно, чтобы поближе к Богу-то быть… И люди там, в церкви-то, они душою светлей, помогут они, если что, добрей они, в сердце».


Поближе к Богу нужно быть всем нам. И свои сердца наполнять добром и светом.


Автор: Анастасия КАЛИАНИДИ

bottom of page