top of page

РУССКИЙ МИР В РАБОТАХ ЮРИЯ СЕЛЕЗНЁВА. ЮРИЙ СЕЛЕЗНЁВ – ПОДВИЖНИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Россия великая страна. Она рождает великие таланты и грандиозные умы, и одним из таких выдающихся представителей русского мира является Юрий Иванович Селезнёв. Он вобрал в себя лучшие качества русского человека и явился примером для других. Он был русским витязем, борцом за правое дело. В своих работах он часто обращается к теме народа, культуры, истории, памяти. В них есть мысли, которые очень точно отображают сущность этих понятий.


Русский мир это, прежде всего, понятие собирательное. Оно включает в себя, в первую очередь, людей, оно говорит о русском единстве. Общности на основе языка, культуры, истории, религии, миропонимания, традиций. В работах Селезнёва русский мир предстаёт во всей широте, автор раскрывает разные стороны этого явления: духовные, ментальные, исторические. Этот мир объёмен и многогранен. Юрий Иванович, как никто другой, понимал сущность этого мира, его основы и силу. Он замечает детали, которые на первый взгляд незначительны, но именно они являются ключами к пониманию русского человека и его мира. В своей статье «Созидающая память» Юрий Селезнёв предлагает нашему вниманию отрывок из произведения Н. Гоголя «Тарас Бульба»: «Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… — сказал Тарас … Нет, так любить никто не может … Но у последнего падлюки, каков он ни есть… есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело». Думаю, именно таким Юрию Ивановичу видится русский человек. Этот отрывок очень ясно и ярко иллюстрирует его особенности. Он подчёркивает способность русского человека кается, признавать и искупать свои ошибки. Говорит об исключительной способности любить. Юрий Иванович пишет о том, что классические произведения, которые мы читали в школе, заставляют нас возвращаться к ним снова и снова. Искать и находить в них новые истины и смыслы. Несомненно, наша классическая литература поистине вечна, поскольку отражает глубинные смыслы русского мира.


Юрий Селезнёв очень ясно понимал суть, назначение русской литературы, её значимость для русского народа. «Литература, — пишет Юрий Иванович, — если это истинная литература, как мы уже говорили, — всегда результат и показатель творческих, духовных возможностей целого народа. И в этом смысле даже и в сугубо личностных лирических стихах подлинный поэт всегда отражает общенародное состояние, и даже состояние мира в целом, ибо поэту дано видеть “глазами своего народа” и, следовательно, — быть его “устами”. В лирическом “я” большого поэта всегда бьётся пульс эпохи» [Ю.И. Селезнёв «Память созидающая» C. 58]. Действительно, поэт, писатель — всегда эхо народа, он отражает в себе народные настроения, скорби, печали и радости. Он его составная часть. Поэт не был бы поэтом, если бы его не вдохновил на это народ. Все великие писатели: Пушкин, Достоевский, Лермонтов — обращались к русскому человеку, находили в нем истину, красоту, чистоту. Народ, посредством чуткого сердца поэта, проникает в его душу и следом проявляется в произведениях.


Русский народ в работах Юрия Ивановича изображен как умеющий любить, верить, дружить, помогать. Это виденье человека заставляет задуматься: почему русский народ такой светлый, сильный, полный подвижников? Ответ, на мой взгляд, лежит в истории. Русский народ обладает вышеперечисленными качествами, потому что он избрал путь Христа. В книге Иова мы читаем: «Но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх». Русский народ и выжил, устремляясь вверх, среди обуревающей его мглы. На протяжении многих веков он жил в состоянии войны, то есть в скорбях, страданиях, в молитвах, в чаяниях, в надеждах и в вере. Русскому народу ничто не давалось даром, своё место, свой путь он отстаивал и защищал путем титанического труда, он отстаивал себя кровью и потом, силой и мужеством. Он закалялся в борьбе, стяжал дух. За все грехи он платил утратами и скорбями. Вот отсюда и величие. Но, несмотря на все невзгоды, войны, окружающее его зло, сумел не потерять чистоты души, доброты, терпения, великодушия. Он и по сей день хранит эти качества и будет хранить всегда. Никакие происки врагов не смогут убить это в нас.


Народ, по его мнению, Юрия Селезнёва является движущей силой литературы, движущей силой истории. Он пишет: «Писатель, если он ощущает себя эхом своего народа (вспомним пушкинское: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа»), размышляя о собственном творчестве либо делясь мыслями о творчестве собратьев по перу, предшественников и современников, думает, прежде всего действительно о главном, о том, что в слове — художника ли, критика ли — наиболее полно и ёмко должна быть сконцентрирована духовная энергия своего народа, с тем чтобы её можно было вновь вернуть народу же — в слове-деянии, открывающем путь к истине» [«Ответственность» C. 57]


Юрий Селезнёв огромное значение уделяет русской истории. Он пишет: «История же — это прошлое, ставшее настоящим, прошлое, приведшее к настоящему. Историческое сознание — это осознание прошлого пропорционально будущему. Человек, даже и духовно, и культурно высокоразвитый человек, стоит его памяти отказать работать, из личности перерождается в человекообразное, ходячее мясо, живущее сиюминутными нуждами физиологии — и не более того» [«Чтоб и для души было» С. 116]. Он обращает внимание читателя на то, что наша древнейшая история неоправданно забыта. Выделяет тот факт, что русский мир самобытный, самодостаточный, богатый и полноценный. Он не так уж и обязан своей культурой и историей Европе, он долгое время развивался независимо от неё. Действительно, обращаясь к прошлому, мы начинаем многое понимать в современной действительности. Важно отметить, что Юрий Иванович большое внимание уделяет именно духовной связи времён и поколений, той самой златой цепи, которая связывает нас с нашими предками. «…Традиция народной культуры, — пишет автор, — культуры слова и есть, думается, та самая пушкинская «златая цепь». [«Златая цепь, или опыт путешествия к первоистокам народной памяти» С. 74]. Его мысли в этой работе заставляют понять весьма важный факт, который заключается в том, что человек вне культуры, вне своей истории не может являться полноценной личностью. Читая, осознаешь, что каждый — звено этой огромной, тянущейся миллионы лет цепи, и что каждый из нас ответствен за её продолжение.


Юрий Селезнёв пишет ещё об одном очень важном, очень нужном понятии — об ответственности. Он говорит о том, что собственно мы несём ответственность за судьбу нашей Родины в целом и в частности, за её культурный, идейно-нравственный, духовный облик. С этим утверждением невозможно не согласиться. Именно мы, нынешнее поколение, ответственны за облик нашей Родины. Мы должны продолжать наши традиции, не поддаваться на разные веянья моды, а следовать тем путём, по которому до нас шли веками наши предки. Мы не имеем никакого права сходить с этой дороги. Сойти с неё значит заблудиться, порвать связующую поколения нить, а это равносильно смерти. Мы должны бороться и отстаивать нашу истину (истину Христову), нашу душу, культуру и самобытность.


Вадим Неподоба в воспоминаниях о Юрии Селезнёве пишет: «Многое расскажут потомкам твои книги, исполненные любви к Отечеству, тревоги за его будущее, веры в его высокое предназначение» [«Ответ на письмо» С. 22]. Действительно, все его работы, все его мысли о народе пронизаны верой в него, в его будущее. Они пронизаны любовью и переживанием, ответственностью и пониманием.


Александр Ольшанский так характеризует Юрия Ивановича: «Безусловность Добра и Честности, как нравственной основы человеческого бытия, Веры в народ и Верности ему, без чего немыслима духовность, питаемая прежде всего гражданственностью и патриотизмом, через них — заботой о всём человечестве, и, наконец, неизбежность подвижничества, страдания и самопожертвования по пути к Истине — это исходные точки самого Юрия Ивановича Селезнёва, его творчества и судьбы» [Ю.И. Селезнёв «Память созидающая». А. Ольшанский С. 270]. Юрий Селезнёв как никто другой мог отличить правдивое от ложного. Он раскладывал по полочкам истины, перемешавшиеся в головах современников. Как те искры — загорался и возносился к небу, чтобы освещать путь другим.


Автор: Христина ТРЕТЬЯКОВА

Список источников:

1. Селезнёв Ю.И. «В мире Достоевского» // М., 1980

2. Селезнёв Ю. И «Мысль чувствующая и живая»// М., 1982

3. Селезнёв Ю.И. «Память созидающая» // Краснодар, 1987

bottom of page