top of page

АБСУРД В 12 ХОДОВ, ИЛИ КАК ПУТИН НЕ СМОГ ВСЕХ ПЕРЕИГРАТЬ


Многие пользователи «ВКонтакте» хорошо знакомы с пабликом «Лентач». Новостное сообщество, которое является детищем «Ленты.ру», уютно расположилось на просторах популярной соцсети, имеет довольно большую читательскую аудиторию (около 700 тысяч человек) и весьма нелестную репутацию за саркастическую подачу новостей.


К Новому году «Лентач» сделал подписчикам подарок: выпустил онлайн-игру с примитивным названием «Многоходовочка» по итогам 2014-го. Играть в неё можно было в течение первых недель января, пока доменный регистратор Reg.ru не приостановил работу её сайта за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (статья №282 УК РФ).


Как оказалось, «Многоходовочка» (вкупе с публикациями о теракте в редакции Charlie Hebdo) вызвала интерес не только подписчиков «Лентача», но и правоохранительных органов. 18 января интернет-газета «Znak.com» сообщила, что Следственный комитет, Генпрокуратура и Главное управление МВД по борьбе с экстремизмом начали проверку деятельности «Лентача». Информацию об этом опубликовала и администрация паблика, подкрепив пост песнями «короля русского шансона» Михаила Круга.


Так вот, теперь «Многоходовочка» канула в Лету. Но я успела не только поиграть в неё, но и подробно описала, так сказать, для истории. Знакомы вы с игрой или нет, неважно. Предлагаю поудобнее устроиться на своём месте, расслабиться и пройти «Многоходовочку» вместе со мной.


Начну, как говорится, с начала. Оно заслуживает отдельного внимания. Заставка игры являет взору серое лицо Путина с красными, как у вампира, глазами. Российский президент призывает меня «переиграть их всех». Тут же включается восьмибитная, как во времена «Денди» и «Сеги», воинственная «Supermassive» группы «Muse», которая сопровождает всю игру.


Восьмибитное звучание саундтрека примитивно. Зато чувство юмора и фантазия разработчиков, в чём я убедилась далее, плещут через край. Сразу оговорюсь, что «Многоходовочка» представляет собой 12 игр-этапов, основанных на знаменитых аркадах «Волк и яйца», «Snake» (она же «Змейка») и т.д.


Ну что ж, попробую помочь Владимиру Владимировичу всех переиграть.


«Майдан»


Начало прошлого года, как известно, обозначено открытыми вооружёнными столкновениями на центральной площади Киева, которые привели к падению режима Януковича, а затем бегству украинского лидера из страны. Этими событиями открывается и «Многоходовочка».


С нетерпением нажимаю «далее», чтобы играть. Но мне предлагают сразу следующий уровень. Разработчики, видимо, посчитали, что Путин, которому я должна помочь «переиграть всех», с Майданом справится сам.


Ну, сам так сам.


«Олимпиада»


Здесь команда «Лентача» решила съязвить и припомнила два, скажем так, курьёзных момента Церемонии открытия сочинских Игр. Нетрудно догадаться, что речь идёт о нераскрывшемся олимпийском кольце и якобы заснувшем Дмитрии Медведеве. Разработчики игры дают мне 20 секунд, в течение которых я должна безостановочно кликать на несработавший механизм, заставить его раскрыться и этим разбудить российского премьера. Его создатели «Многоходовочки» панибратски называют Димоном. Кстати, сам Медведев ещё в 2013 году в интервью «Комсомольской правде» заявил, что к такому обращению (если оно в Интернете) относится абсолютно нормально.


Без преувеличения скажу, что раз 20 пыталась пройти этот этап. Я яростно орудовала мышкой в отношении злосчастного кольца, но оно и не собиралось раскрываться! Кажется, «разбудить Димона» невозможно. Позже мои догадки подтвердились. Администрация «Лентача» в ответ на поток жалобных, местами гневных, комментариев людей, которые пытались раскрыть кольцо, заявила, что игра запрограммирована на неудачу.


По завершении этапа меня ждало «ободряющее» сообщение: «Димон не проснулся, но мы победили». «Легкую» степень сарказма трудно не уловить.


«Зелёные человечки»


Думаете, речь пойдёт об инопланетянах? Если да, то вы наивны. С конца февраля прошлого года некоторые СМИ стали называть «зелёными человечками» (цитирую Википедию) «военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации в военной форме без опознавательных знаков и знаков различия, действовавших на территории Крыма без ведома и согласия правительства Украины».


Именно российских солдат в Крыму мне предлагается найти за 20 секунд. Это особого труда не вызвало: так называемые «зелёные человечки» особо не прятались.


Увы, наивно я ожидала от «Лентача» чего-то более-менее патриотичного. Как говорится, яблоко от яблоньки…


«Присоединение Крыма»


На мой взгляд, это самое незамороченное и короткое испытание «Многоходовочки». Передо мной студия телевикторины «Кто хочет стать миллионером?», а если быть точнее, «Кто хочет стать россиянином?». В кресле игрока – Владимир Путин, который должен ответить на вопрос «Так чей же Крым?». Варианты ответов: А) наш, Б) наш, С) наш Д) наш!


В общем, какую букву из четырех ни назови, Крым всё равно наш. Браво, товарищи-создатели! Очень «тонкий» юмор.


«Санкции»


Неизменный спутник «Многоходовочки» – абсурд, порождённый бурной фантазией разработчиков, – уже поджидает меня. На этот раз создатели игры решили сделать акцент на исключении России из G8. Мне предлагается с помощью рогатки, заряженной (внимание!) Путиным, попасть «из Большой восьмёрки в светлую жизнь» – солнечный зайчик на серой стене. Что он значит, я, если честно, не догадываюсь. Но в «светлую жизнь» попала. С первого раза. Надеюсь, это хорошо.


«Конфликт на Украине»


Этот этап – пожалуй, вершина безрассудства и неэтичности. Я не буду давать никаких комментариев, ибо затрудняюсь подобрать что-либо цензурное. Поэтому просто опишу, что представляет собой «конфликт на Украине».


Все этапы «Многоходовочки» подкреплены аннотациями. Вот так выглядит описание текущего: «О своём праве на независимость заявили и восточные регионы Украины. В ответ Киев начал антитеррористическую операцию, она превратилась в войну, Россия активно поддержала ополченцев. В государственных СМИ развернулась невиданная до этого информационная истерия. Её апогеем стал сюжет Первого канала, в котором Киев был обвинён в распятии «мальчика в трусиках» на площади Славянска».


В связи с этим разработчики игры предлагают выбрать ребёнку «самые патриотичные трусики для распятия». Есть четыре варианта: голубые, желтые, малиновые и в цветах российского флага. Как я выяснила далее, ребёнок расстроится, если одеть его в какие-либо трусики из первых трёх. А вот триколор малыша очень радует.


Если мальчик доволен, это победа. За победу начисляется много очков.

Напомню, что я просто описываю то, что вижу, ничего не придумываю.


«Падение «Боинга»


Этап в лучших традициях «Лентача»: несуразность, фантасмагория, выпирающий «патриотизм». На этот раз передо мной поле с разбившимся в июле малазийским самолётом. На поле волейбольная сетка. Путин и Порошенко перекидываются мячом с надписью «ты», символизирующим вину за упавший «Боинг». Моя задача отбивать подачи украинского лидера. Если Путин (то есть я) не сумеет отбить мяч, то вина упадёт на Россию.


Конечно же, не всё просто. Разработчики, кажется, вновь постарались обставить всё так, чтобы выиграть было невозможно. Мастер спорта по дзюдо и самбо, любитель карате, футбола, лыж и прочих видов спорта, Владимир Путин в «Мноходовочке» не особо поворотлив и мяч ловит плохо. Чего не скажешь о Порошенко. Так, из десяти сыгранных сетов я смогла выиграть только один раз. Но это была, скорее всего, случайность.


«Антисанкции»


Здесь разработчики решили обыграть продовольственное эмбарго, принятое российскими властями в августе. Этап подкреплён фантастической предысторией. Дам небольшую выдержку из неё: «Позже выяснилось, что антисанкции ударили по России сильнее, чем по ЕС и США. В народе стали говорить, что если так пойдёт и дальше, то скоро мы начнём бомбить Воронеж».


Эмм… что, простите? «В народе стали говорить, что <…> скоро мы начнём бомбить Воронеж»? БОМБИТЬ ВОРОНЕЖ???


Забиваю странную фразочку в поисковик. Согласно Викисловарю, «бомбить Воронеж» – это «устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы». Происхождение у него такое: после грузино-осетинского конфликта 2008 года, один из депутатов Воронежской городской Думы заявил, что «сумма, выделенная на помощь Южной Осетии больше, чем Воронежская область получила за три года, так что лучше разбомбить Воронеж: «хоть дороги нормальные построим». Смысл выражения – применять против кого-либо меры, которые нанесут больше ущерба применяющему их, а не тому, на кого они направлены. В 2014 году после введения Россией продовольственных санкций фраза стала популярным мемом в Интернете.


Так вот, мне предлагается «разбомбить Воронеж». Хотя нет, разбомбить Воронеж без кавычек: создатели «Многоходовочки» обыграли буквальное значение выражения. Передо мной Владимир Путин, летающий на дельтаплане над Воронежем и сбрасывающий заряженные снаряды на маленьких, похожих на муравьев, жителей города. На выполнение задачи мне даётся 15 секунд. За каждого убитого я получаю по 10 баллов.


И «Лентач» ещё сетует, что его обвиняют в экстремизме и неполиткорректности! Ну не за что же, правда?


«Первый гумконвой»


Этап представляет собой аллюзию на всем известную игру «Snake». Машины гумконвоя друг за другом двигаются по полю, как змейка. Они должны «съедать» появляющиеся камазы, увеличивая длину колонны.


Я тут одну вещь поняла: после «Многоходовочки» меня сложно будет чем-то удивить.


«Перевод времени»


Забавный этап. Мне предлагается «давить» на Димона (вы, надеюсь помните, кого так называют), выглядывающего с часами одновременно из нескольких… так скажем, ям (не знаю как это назвать по-другому), чтобы не дать ему перевести время.


Димон, как показал опыт, человек упрямый: когда нужно, не просыпается; когда не нужно, часы переводит.


«Роснефть»


На этом этапе я должна «попасть деньгами мимо Роснефти». Вновь моё оружие – рогатка. Только на этот раз заряжена она не Путиным, а, как несложно догадаться, монетой, рублёвой. В уже знакомой серой стене появилась дверь – в Роснефть. Как выяснилось после многочисленных попыток, попасть мимо неё невозможно. Даже если целиться в потолок, монетка отскочит и скатится в недра корпорации.


«Падение рубля»


Электронная игра «Волк и яйца» стара как мир, и правила её просты. «Лентач» предложил политическую версию знаменитой советской забавы. Итак, я начинаю игру «Путин и рубль».


В роли волка, легко догадаться, – российский президент. Вместо яиц он должен собирать рублевые монеты, скатывающиеся с четырёх лотков. Миссия вновь оказывается невыполнима: спустя короткий промежуток игры с лотков одновременно скатывается по четыре-пять монет одновременно, что делает падение рубля неизбежным.


В расстроенных чувствах перехожу к последнему уровню.


«Манежка»

Герой финального этапа «Многоходовочки» не российский президент, а наоборот, лидер оппозиции Алексей Навальный. 30 декабря несколько тысяч человек собрались на Манежной площади (Манежке) на акцию протеста против приговора братьям Навальным по делу «Ив Роше». Как известно, сбежавший из-под домашнего ареста Алексей был задержан полицией, так и не добравшись до митингующих.


«Мноходовочка» предлагает мне переписать историю. Я должна провести оппозиционера, видимо, от счастья летящего по небу, на Манежку, не задев «торчащие» сверху и снизу головы омоновцев.


Я к Алексею отношусь по-доброму, и мне очень хотелось ему помочь. Я играла долго, была осторожной. Преодолела больше 100 голов! Но они так и не кончались! Неужели не судьба Навальному добраться до Манежки? Разработчики, между прочим, могли бы и happy end «Многоходовочке» устроить – Новый год же!


Я набрала 1121 очко. Это очень мало. Получается, Путин не смог «всех переиграть». Как жаль…


***

Я не хочу судить «Лентач», ругать «Многоходовочку» – это удел правоохранительных органов и блюстителей морали, которые уже заняты своим делом. Заряженная Путиным рогатка, лавирующий в небе между головами омоновцев Навальный, «трусики для распятия» мальчика, машины гумконвоя, «кушающие» другие машины гумконвоя, и прочее – проблема не в этом. На мой взгляд, богатая фантазия создателей «Многоходовочки» только забавляет и вызывает жалость.


Дело в другом. В том, что есть люди, которые видят события именно такими, какими они представлены в игре. Их веселит возможность «разбудить Димона» или разбомбить Воронеж. Они хвалят разработчиков бредовой игрушки за «оригинальность» и смеются над своей Родиной. Они не верят в Россию: у них другие идеалы, другие ценности.


«Многоходовочку» закрыли, точно так же могут поступить и с «Лентачом». Но разве это что-то изменит? Придут ли к людям любовь и уважение к своей стране, если в ней станет на одну русофобскую игрушку меньше?


Автор: Инна БАСОВА

bottom of page