«14 марта в московской больнице за день до своего 78-летия скончался русский писатель Валентин Григорьевич Распутин». Эта фраза появилась на страницах большинства газет, начиная от «Завтра» и заканчивая «Новой газетой». Она же прозвучала в выпусках новостей по центральным каналам. Смерть Распутина – это невосполнимая утрата для русской литературы, большое горе для его родных и близких и, несомненно, несчастье для России. Один из ярчайших представителей «деревенской прозы», убеждённый «почвенник», совесть эпохи, он вошёл в историю благодаря таким произведениям как «Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар».
Похоронили великого писателя 19 марта в Иркутске, но церемония прощания прошла 17 марта в храме Христа Спасителя. Знаковый момент: Владимир Путин посетил храм, чтобы отдать дань памяти великому писателю и выразить соболезнования его родным. Два года назад, вручая Валентину Григорьевичу государственную премию за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, президент отметил: «В своём творчестве он всегда поднимается до мировоззренческих вершин, возвращает истинный смысл таким понятиям, как Родина, память, совесть, милосердие, патриотизм». Глава государства лично был знаком с Валентином Григорьевичем. Ещё в должности премьер-министра в 2009 году Владимир Владимирович приезжал с визитом к Распутину в Иркутск. Писатель много лет стоял на страже величайшего богатства страны – Байкала. Он не мог позволить, чтобы целлюлозные комбинаты загрязняли воды озера, и сумел донести до власти, что сохранение этого уникального природного памятника несравнимо важнее для страны, чем получение прибыли и набивание карманов известными олигархами. Позже, президент, по просьбе Валентина Распутина, выделил средства на создание дома-музея Василия Белова. Конечно, это не такое глобальное событие в области культуры, как если бы Путин избавился от всех преступных министров, но может с такого небольшого шага и начнутся серьёзные дела. Так или иначе, Валентину Григорьевичу с его большим сострадающим и болеющим за Родину сердцем удалось достучаться до власти. Кто знает, сколько полезного Распутин мог бы сделать для России?
Центральные каналы не обошли вниманием смерть русского писателя, как это иногда случается, не помешали не убийство Немцова, которое не перестают обсуждать, ни годовщина присоединения Крыма, вспомнили лучшие его произведения, сказали о высокой нравственности и чувстве патриотизма, не забыли и о государственных наградах. В воскресных выпусках новостей вышли большие сюжеты, но почему-то ни бесед в студии, ни показа биографических фильмов или экранизаций его произведений не состоялось, как это обычно происходит с «нашумевшими» актёрами, политиками или писателями типа, Вознесенского, Немцова, Арканова и пр. В официальной газете правительства появилось несколько заметок: о смерти писателя и о его отпевании, на котором присутствовал глава государства. Видимо, журналисты «Российской газеты» не многое знали о Валентине Григорьевиче, да и не захотели узнать.
Странно, что и на телеканале «Дождь» не просто упомянули о смерти Валентина Распутина, но и провели интервью с Олегом Кашиным, посвятившим писателю колонку на сайте Colta.ru. Ведущий программы Павел Лобков, видимо, не особо решил вникать в тему, в принципе, как и всегда, поэтому и посчитал, что статью Кашин опубликовал на Сноб.ру, и ещё много подобных неточностей, касающихся и Распутина, и Астафьева, и «деревенской прозы» в целом. В студии пытались максимально сблизить Валентина Григорьевича с либеральным крылом, сравнить его произведения с творчеством Звягинцева, Быкова, Балабанова. Закончил Олег Кашин интервью так: «…понятно, что газета «Культура» напишет какую-то яростную статью на тему того, что жиды умучили нашего Распутина, ещё кто-то, Проханов что-нибудь скажет. Но не нужно ориентироваться на это внешнее наносное, Распутин и наш тоже». Пожалуй, единственное, о чём побеспокоились Кашин и Лобков, так это то, что Валентин Григорьевич «останется для нас тем, кто подписывает письма против Pussi Riot». Кашин сравнил Распутина с Шолоховым, когда тот «уже был стареньким, тоже московские не очень популярные писатели-антисемиты любили привлекать его для подписания каких-то коллективных писем против сионизма, когда Шолохову уже было всё равно, ему было под 80. Вот здесь была такая же история». Не думаю, что писателям было «всё равно». Думаю, этим журналистам не стоит судить всех по себе и всё-таки принять тот факт, что даже на исходе жизни Распутин не растерял своей гражданской позиции, не забыл о морали и общечеловеческих ценностях.
На сайте газеты «Завтра», конечно, тоже появилось несколько материалов по теме. Под заголовком «Деревенщик» (15 марта) те, кто был лично знаком с Распутиным, выразили общероссийскую скорбь об ушедшем русском писателе. Эдуард Лимонов назвал его «печальным бардом исчезающей русской деревни, очень важным для России, потому что таких больше не появится». Владимир Винников восхитился его талантом «своевременно ставить диагноз социальных болезней словом художника». Владимир Личутин упомянул о скрытности писателя, потому что даже в своих произведениях Распутин не обнажал душу. С этим, кстати, можно не согласиться, потому что многие рассказы и повести Валентина Григорьевича не просто автобиографичны, но и поражают своей откровенностью и невыдуманными чувствами, эмоциями, которые невозможно изобразить, не испытав. Тимур Зульфикаров в статье «Мастер» (17 марта) с сожалением констатировал, что «Распутина замалчивали, ему не давали эфира, его не пускали на ТВ…Ему давали премии, но не давали говорить с народом». Так поэт выразил свою скорбь по ушедшему, так он объяснил последние годы творческого молчания Валентина Григорьевича.
На сайте газеты «День литературы» 17 марта Владимир Бондаренко опубликовал некролог «Распутин завещал…». Так приятно читать не просто какую-то справочную информацию, как в большинстве изданий, начиная от «Коммерсанта» и заканчивая «КП», а настоящий журналистский материал, не лишённый выразительности и дополненный личными воспоминаниями о знакомстве Бондаренко с Распутиным. Владимир Григорьевич с теплотой и невероятным сожалением рассказывает, насколько честным, порядочным и талантливым был писатель: «хранитель русского языка, хранитель русской литературы, хранитель русской совести <…> один из больших символов русского народа». В заключение, Бондаренко обещает выполнить литературное и гражданское завещание Валентина Григорьевича: «беречь и хранить Россию, как бы трудно нам ни было».
Дмитрий Быков выступил со страниц «Новой Газеты» с очередным «разгромом» «деревенской прозы» в статье «Жертва. Уроки Распутина»: «Распутин являет собой пример того, как ложная, человеконенавистническая идея сгубила первоклассный талант, как следование навязанной концепции изуродовало гуманиста, психолога, интеллектуала». Быков, пытаясь подсластить пилюлю, назвал повесть «Прощание с Матёрой» лучшей, что было в русской прозе 1970-х годов. Да, кстати, эту прозу он поносит на все лады в книге «Календарь. Разговоры о главном» (АСТ, Астрель, 2011). Там Быков и пародийно воссоздаёт сюжет рассказов «деревенской прозы», и смеётся над тем, что писатели выбирают «прогорклые краски из арсенала народнического реализма», да и вообще утверждает, что направление «окопавшееся в журнале «Наш современник» не имеет аналогов в мире по «антикультурной страстности, человеконенавистническому напору, сентиментальному фарисейству и верноподданническому лицемерию». После приведённых выше цитат мало верится в его искреннее восхищение Распутиным и уважение к таланту русского писателя.
В «Литературной газете» (№ 11 от 18 марта) опубликовали большой материал «Пока живы, помним…», посвящённый великому писателю. «Один из тех, на ком держалась русская литературная духовность», «Валентин Распутин никогда ни под кого не подстраивался», «он был стоек, как богатырь» – вот как охарактеризовали Валентина Григорьевича на страницах газеты. Далее ещё приведены воспоминания его знакомых. Это, как мне кажется, лучше и в разы полнее раскрывает перед нами, читателями, личность и характер автора, чем все штампованные заметки в газетах и лицемерные и некомпетентные высказывания журналистов типа Быкова, Лобкова и Кашина.
И всё-таки, что бы ни говорили с экранов и чем бы ни пестрили газетные полосы, ясно, что ушёл из жизни великий русский писатель, патриот, сострадающий человек, способный любить людей. И нам остаётся только хранить память о нём, читать его книги и, как завещал Валентин Григорьевич, беречь Россию.
Автор: Татьяна СОЧИЛИНА