Подведены итоги 87-й церемонии «Оскар», и в этом году лучшим был признан фильм «Бёрдмен» режиссера Алехандро Гонсалес Иньярриту. Насколько эта картина, в действительности, достойна оваций – вопрос непростой. Попробуем разобраться.
Многогранность сюжета, идеальная работа оператора, безукоризненная игра актёров: казалось бы, и придраться не к чему. Разве что к моральной стороне вопроса, но обо всём по порядку…
На первый взгляд сюжет незамысловат: стареющий «актёр одной роли» пытается вернуть себе хотя бы крупицы былой славы. Для этого он принимается за постановку бродвейской пьесы.
И всё бы ничего, да только герою постоянно мешает жить его альтер эго, представленное в образе того самого Бёрдмена, роль которого некогда сыграл наш герой. «Я» актера требует славы и признания, а тут ещё какие-то глупые проблемы в виде дочери, которой зачем-то требуется внимание отца, да и бывшая жена на пару с нынешней пассией тоже не устают отвлекать героя от возвышения на Парнас. Ко всему прочему следует добавить капризы молодого коллеги-выскочки, предвзятость критиков и зацикленность потенциальной аудитории на «интернет-штуках» вроде ютуба и фейсбука. А Бёрдмен все никак не унимается, требуя возвращения короны…
Теперь о работе оператора: аплодирую стоя! Эммануэль Любецки, уже успевший прославиться в «Гравитации», снова приятно удивил поклонников. Камера, «следующая по пятам» за героями, минимум монтажа, работа «в один кадр» создают полное ощущение театральности. Зритель как будто бы смотрит не кино, а театральную постановку, где у актёров нет «второго дубля», а каждое их движение и даже мысль не остаются незамеченными. Особую роль в создании фильма сыграл барабанщик Антонио Санчес, задающий картине определённый ритм, в унисон которому бьются сердца героев.
К слову об актерах – неповторимый Майкл Китон своей игрой задал невероятно высокую планку для коллег, которым, в свою очередь, ничего не осталось, кроме как выложиться на все сто.
Наверное, больше всего споров как среди критиков, так и зрителей возникло вокруг финала картины. Не буду раскрывать всех тайн, но от себя могу сказать, что до последнего надеялась на способность героя победить собственное эго.
Он должен, он вспомнит о своей семье, о том, что важнее обложек газет… Фильм как будто бы к этому и идёт – вот он раскаивается, что был плохим отцом, непутёвым мужем… Вот уже дочь снова готова открыть свои объятия отцу, которого она всё равно любит… Но нет. Тщеславие – один из самых страшных пороков.
Многие скажут, что фильм закончился хорошо, ведь Бёрдмен снова стал знаменит… Вот только в этом ли счастье?
Автор: Наталья СПИЧКА