top of page

НИЧТО НЕ ИСЧЕЗАЕТ НАВСЕГДА


Я вспомнил свою любимую сказку. Я всегда вспоминаю её, когда у меня на душе неспокойно. Зайчонок спрашивает у большого Зайца: «Знаешь, как я тебя люблю? Вот так!» – он широко раскидывает лапки, прыгает и пытается достать до веток деревьев. Затем Зайчонок ложится и смотрит на ночное небо. Дальше неба и луны ничего не бывает. Зайчонок говорит большому Зайцу: «Я люблю тебя до самой луны». И засыпает. «Надо же, как далеко». Большой Заяц поцеловал Зайчонка, устроился рядом и прошептал ему: «И я люблю тебя до самой луны. И обратно».


Ранним утром я проснулся от знакомого гула товарных поездов, которые каждые утро проходят мимо моего дома. Я знал, что сегодня меня ждёт ужасно долгий и трудный день, но я никогда не страшился тягот.


Как обычно, я вышел на утреннюю пробежку. Мой путь всегда неизменен: тротуар, автострада, дорога, по-змеиному проходящая через парк. В парке много детей, в воздухе пахнет выпечкой с корицей, а с озера доносятся крики диких уток. Затем дорога выворачивает на безлюдную площадь и прямо вниз стремительно ведёт к проспекту.


Это утро, по сути, ничем не отличалось от предыдущих, но мне было тревожно. Сегодня у меня важная встреча с Элей, и я очень переживал. Обычно я бегу вперёд что есть сил, словно пытаясь догнать судьбу, и бег помогает мне справиться с волнением. Но сегодня я бежал по тротуару и беспокойно оглядывался назад, потому что чувствовал: судьба догонит меня.


Я вывернул к озеру и остановился, чтобы отдышаться. Молодой чёрный, как смоль, пёс бегал взад и вперед, изредка останавливаясь и приподнимая то одну озябшую лапу, то другую. Он напомнил мне моего друга Цыгана. Когда мы впервые встретились, я не был знатоком собачьих пород и не сразу обратил на него внимание. Только год спустя я совершенно случайно выяснил, что Цыган – самых чистых кровей пойнтер. Но это не имело для меня значения. Если бы мне сказали, что он беспородный дворняга, я не изменил бы своего мнения о нём. В моих глазах Цыган был незаменимым помощником серьёзного охотника, скромной и сообразительной собакой.


Некоторые мои приятели считают, что я очеловечиваю животных: я будто бы допускаю у них сознательное мышление, а в связи с этим и поступки, присущие человеку. Не могу с этим вполне согласиться. Но в то же время я считаю, что от высокоодарённых животных, и в частности от собак, можно ожидать совершенно невероятного. Это проявление их большой сообразительности.


Я неожиданно вспомнил, как в молодости, прогуливаясь по весенней роще, когда воздух тих, прозрачен и свеж, наткнулся на кем-то оставленный журнал. Я вычитал из него интересный факт о различии зрения людей и собак. Многое, что видят люди, связано с особенностями их зрения и зависит от конических фоторецепторов в глазах. Но для других живых существ, не имеющих конических рецепторов, радуга, которую может видеть человек, вообще не существует, как, например, и для собак. Если бы какой-нибудь из псов увидел радугу, его объявили бы в собачьем приличном обществе шизофреником. Я чётко помню о прочитанном, как помнил всё, что происходило в тот день, потому что именно тогда случилось самое светлое и прекрасное событие, о котором я люблю вспоминать, – я встретил Элю.


Если бы можно было закончить мою историю на этой ноте глубокого душевного удовлетворения или, предупреждая ход дальнейших событий, повернуть время вспять, с какой радостью я бы это сделал! Но у жизни всегда были свои планы на мой счёт.


Я свернул к лесополосе, а затем выскочил на дорогу, ведущую к площади. В нос ударил запах мха, плесени и сухих цветов. Площадь старая, жутковатая, она мрачно встречала каждого прохожего. Казалось, площадь стояла здесь целый век. Потом ещё один век. И ещё. В таких местах можно потрогать прошлое. И я с горечью вспоминал события минувших лет.


Год назад я встретил Цыгана в Богом забытой глуши – в лесу за городом, в котором всегда смердело удушливой гнилью. Я увидел Цыгана – он сидел и стонал, в его правую лапу крепко впились острые зубья капкана, поставленного каким-то догхантером. Сколько трагедий происходит в лесу, когда животное, нечаянно угодившее в ловушку, терзается страхом и болью или даже погибает мучительной голодной смертью. Я сам не раз слышал, что эти капканы – одно из самых жестоких орудий убийства, когда-либо изобретённых человеком. Я не знал, подпустит ли меня к себе Цыган и смогу ли я его вызволить. Но всё же побежал на помощь. Обливаясь кровью, Цыган заглянул мне в глаза, чтобы показать свои мучения. Я не смог его спасти. Произошедшее тяжёлым бременем легло на мои плечи и терзает меня изнутри по сей день. Я часто пытаюсь понять, почему сегодня, когда нет нужды в охоте, человек убивает животных?


Эля болела уже несколько недель. Её пытались отравить. И сегодня с раннего утра я спешил к ней в приют для животных, который располагался в центре нашего городка. Со всех сторон заведение окружали неутомимые трамваи, скользящие по блестящим сизым рельсам, и автомобили, от которых исходят только удушающие выхлопы и шум. Но внутри приюта другой мир. Я попал в зелёную зону, оставив далеко позади алюминиевый город. Я всё время смотрел на небо, которое здесь, как и я, словно вырывалось на свободу.


Я пока не успел вступить в пору старости, но был уже на пороге: мне исполнилось всего шесть собачьих лет, это на рубеже сорока человеческих – горячо. Моё мироощущение изменилось за последнее время, но мне по-прежнему было трудно понимать людей. Я не находил оправдание случившемуся с Цыганом и Элей.


На крыльце при свете фонаря в одиночестве сидел старик: он не курил, не читал, не двигался, не издавал звуков. От него, если втянуть носом воздух, попахивало морской солью. Когда по гравию заскрежетали незнакомые шаги, я проскользнул внутрь приюта. Высокая, тоненькая девушка с золотистыми волосами давно со мной знакома: я прихожу сюда каждый день. Она знала, зачем я здесь. Мы прошли по коридору, свернули за угол, поднялись на второй этаж и вошли в знакомую до боли комнату.


Ветер переменился. Дерево за распахнутым окном встрепенулось и зашептало. Открыв глаза, белый лабрадор с лощёной шерстью подался вперед. Это моя Эля. Я подошёл и осторожно лёг рядом с ней.


И тут я вспомнил однажды услышанную фразу какой-то тетушки, выпаленную как на духу после появления на свет внучки: «…Бедные маленькие человеческие создания — они оказались втянуты в этот мир, не имея представления, откуда взялись, что должны делать и чем всё закончится. Но большинство из них, слава Богу, старается найти в этой жизни какой-то смысл. Удивляет меня только, как они умудряются не все свихнуться». Я понял, что не такие уж мы и разные люди.


Эля снова приоткрыла глаза и тихим, болезненным голосом прошептала: «Я люблю тебя до луны». «И я тебя. До луны и обратно».


Автор: Дарья ТИХОНОВА

Фото: Сергей ПАНЧЕНКОВ

bottom of page