Бэлла Яковлевна Гнусина встречает корреспондентов на берегу озера недалеко от Кубанского государственного университета.
Она родилась в Ленинграде 29 июня 1923 года. Ещё в 9 классе её, успешную и умную ученицу, единогласно приняли в комсомол.
Когда началась война и немец стал подходить к Ленинграду, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрей Жданов отдал приказ жителям покинуть город. Разрушение северной столицы для Гитлера было важным идеологическим шагом. Ведь это был город революции, названный в честь вождя пролетариата. Также в Ленинграде располагались крупные заводы.
Всех жителей спасти не успели, но Бэлла успела сесть на поезд и отправилась на Урал. Однако комсомольская честь не позволила девушке оставаться в тылу, когда враг разрушал её любимый город. Отважная Бэлла отправилась обратно в Ленинград.
Город на Неве находился в блокаде, зимой положение горожан ухудшилось. Чтобы помочь Ленинграду, Ставка Верховного Главнокомандования 17 декабря 1941 года организовала Волховский фронт. Его штаб находился в районе Малой Вишеры, куда и проникла наша комсомолка. Там открывались кратковременные курсы медицинских сестёр. И хотя девушка только окончила школу, она решила учиться врачебному делу в эвакуационном госпитале №3412 при штабе Волховского фронта.
Сначала она была палатной медсестрой – ухаживала за ранеными больными, делала уколы, внутривенные вливания. Скоро в качестве перевязочной сестры вместе с санитаром она готовила бинты из марли. А позднее она стали хирургической медицинской сестрой в отделении нижних конечностей. Ей повезло работать с великолепным хирургом Павлов Георгиевичем Шилковым – после войны она встретит его на Кубани, но уже как главного хирурга Краснодарского края. Он профессионально проводил сложнейшие операции. Как-то раз Бэлла Яковлевна ассистировала ему.
– Когда Павел Георгиевич делал ампутацию ноги, мне было 18 лет. На моих глазах огромным ножом он режет мышцы с одной и с другой стороны, затем перепиливает кость. Синюю от забитых кровеносных сосудов ногу берёт военфельдшер и говорит мне: «Держи». Сгибаю руки в локтях, и мне кладут эту отрезанную ногу. Так я некоторое время стояла, пока фельдшер не подсказал бросить её в таз, – вспоминает храбрая Бэлла Яковлевна.
Бэллу Яковлевну удивляло, что в наших госпиталях лечили попавших в плен раненых немцев. Ненависть к оккупантам был так сильна, что лечить их ей казалось преступлением. Но, как медицинский работник, Бэлла Яковлевна не могла поступить иначе и честно исполняла свой долг.
После войны она поступила в Ленинградский институт иностранных языков, который успешно окончила, и сама стала там преподавать.
Родной город после войны был сильно разрушен. Воронки на Невском проспекте, заклеенные стёкла в окнах дворцов, надписи «Опасная сторона улицы» – таким предстал град Петра вернувшейся с фронта Бэлле. Её дом на 17-ой линии Васильевского острова уцелел. Газа не было, поэтому, чтобы порадовать дочь, мама Бэллы готовила коржики на примусе.
Сотни тысяч людей умерли от голода, многие были убиты во время бомбардировок и артобстрелов. А были и те, кого расстреляли по законам военного времени. Среди них оказался и отец Бэллы. Почему так получилось – эту тайну уже не разгадать.
Со своим будущим мужем Николаем Петровичем она познакомилась в Ленинграде. Бэлла устроилась вольным слушателем в Институте химии воды. Однажды преподаватель написал уравнение на доске и предложил его решить. Молодой человек из аудитории сразу написал ответ. Это и был Николай. Провожая девушку домой, он читал ей «Евгения Онегина». На творчестве Пушкина они и сошлись… Сейчас Николая Петровича Гнусина уже нет в живых. Он был одним из основателей мембранных технологий в Кубанском государственном университете.
Молодая семья переезжала из города в город. Они были в Гомеле, Новосибирске, Киеве, пока не остановились в Краснодаре.
Бэлла Яковлевна живёт одна, но её проведывают сын и дочь. Часто звонит племянник и рассказывает, какой красивый стал Питер. Но для Бэллы Яковлевны этот город навсегда останется Ленинградом.
– Я горжусь, мои дорогие, что я была на фронте, на войне, помогала своему Отечеству. Я была и остаюсь комсомолкой. Спасибо государству, что оно оценило мой вклад в победу. Я хотела бы встретиться с Владимиром Путиным, крепко пожала бы ему руку и сказала: «Спасибо, что не войны».
История этого снимка
Каким-то чудом среди развалин сохранилось фотоателье на Невском проспекте. Наша комсомолка шла мимо него и вдруг захотела сделать снимок на память. На фото вернувшейся с войны Бэлле 20 лет. На ней шляпка, которую почти на три года пришлось поменять на косынку медицинской сестры
Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ
Фото: Сюзанна ГАЛОЯН