top of page

ВСЕГДА В ПОИСКЕ


Ветеран встретил нас, как только мы подошли к калитке. Оказывается, он уже поджидал корреспондентов. Евгений Андреевич улыбнулся и пригласил гостей в дом.


В прихожей на столе лежит папка, а в ней – вся жизнь этого человека. Мы смотрим фотографии, вместе читаем строки из его биографии. Трудно представить, что 88 лет умещаются на этих страницах.


У Дегтерёвых, которые проживали в селе Жуково Белгородской области, 26 декабря 1926 года родился мальчик. Его назвали Женей.


Родители занимались сельским хозяйством, затем отец не устроился путевым обходчиком в Старом Осколе.


Дегтерёвы жили в железнодорожной будке до тех пор, пока в 1936 году отец не стал строителем, после чего они переехали в обычный городской дом.


После окончания седьмого класса Евгений поступил в Химико-технологический техникум города Грязи. Шёл 1941 год, студент Дегтерёв учился на первом курсе, как вдруг грянула Великая Отечественная.


– Я был в техникуме, когда объявили о нападении Германии. Мы, учащиеся, считали: «Ну, война и война». Относились к этому несерьёзно, – вспоминает Евгений Андреевич.


По пути домой он видел на вокзале советских граждан, которых эвакуировали с запада. Тысячи беженцев направлялись в тыл. При виде этого Евгений стал осознавать масштаб происходящего.


Летом отец устроил сына маляром на стройке зернохранилища. Рабочих, в том числе отца Жени, забрали на фронт. Старший Дегтерёв сражался под Москвой и получил ранение. Он погиб в январе 1945 при освобождении Польши.


Зимой немцы были в тридцати километрах от Старого Оскола. Местных мужчин готовили к сопротивлению. Среди них и Евгений маршировал с деревянным макетом винтовки.


Однако сопротивление под Осколом было сломлено. Жителей направили в эвакуацию. Жарким и трудным летом 1942 года по разбитым и пыльным дорогам юноша шёл на восток. Навстречу восходящему солнцу направлялись и части временно отступающей Красной Армии, вместе с которой уходило население: беженцы, рабочие со своими предприятиями, колхозники с гуртами скота.


После пятисоткилометрового марша, потеряв в пути друзей, парень оказался в крошечном хуторе в степи недалеко от Волги. Евгений совершил трудовой подвиг в эти суровые для всей нашей Родины годы. В эвакуации под Камышином, что неподалёку от Сталинграда, он три месяца ухаживал за стадом домашней скотины в 300 голов. Парень жил в тяжелейших условиях. Половину дома, в котором он был, занимали три мёртвых лошадиных туши. На глазах Евгения их полностью объели крысы. За это время он лишь раз смог сходить в баню.


Но вот немцев погнали под Сталинградом, пришло время возвращать скот в колхоз. Ботинки промокли и примёрзли к ступням. Когда удалось снять обувь, он увидел, что ноги были черны от обморожения. Работы для больного Евгения не было, а кормить просто так никто бы не стал – время военное. И тогда он пошёл на курсы трактористов. Уже весной на равных с остальными Дегтерёв трудился в поле.


Скоро он вернулся к матери в разбомблённый Старый Оскол, когда город освободили от оккупантов. В мае 1943 года юношу досрочно призвали в ряды Красной армии. Его отправили в Удмуртию, где всё лето обучали бойцов. Завершив воинскую подготовку, рядовой Дегтерёв попал в отделение разведки при войсках ПВО.


– Мы охраняли поезд с боеприпасами, и тут началась страшная бомбёжка. Со всех сторон падают бомбы и рвутся снаряды. Мы встали в растерянности. Что творилось – не разобрать. Я закрыл глаза и думаю: «Убьёт или нет?» Тридцать минут длилась бомбардировка. Самолёты идут волнами и бьют, и бьют, и бьют, – рассказывает ветеран.


С погонами младшего сержанта Евгений закончил войну с немцами, но начал борьбу с бандеровцами. Его назначили командиром отделения, и он должен был защищать местных жителей от оуновских банд. Порой приходилось за раз преодолевать до 80 километров, чтобы успеть на помощь.


Ему очень нравилась военная служба, поэтому, когда представилась возможность, поступил в Харьковское пограничное училище, где проучился два года.


После этого его направили в Хабаровский военный округ. В звании старшего лейтенанта он вышел в отставку. Окончил вечернюю школу и заочно поступил на исторический факультет Хабаровского педагогического института (ныне Дальневосточный государственный гуманитарный университет).


В 1951 году женился и стал учителем в селе Тыгда, а через семь лет его назначили директором этой школы.


В 1966 году Евгений Андреевич переехал в Краснодар и прошёл по конкурсу на должность преподавателя на кафедре педагогики КубГУ. С 1979 по 1996 годы возглавлял филологический факультет. Сейчас он профессор, член Академии педагогических и социальных наук. Ветеран вырастил двоих детей, у него три внучки.


Евгений Андреевич не забыл о своём погибшем на фронте отце. 40 лет он искал место его захоронения, и, наконец, нашёл через Польский Красный Крест. В 1986 Евгений Андреевич приехал в Ольштын навестить родную могилу. Так ветеран восстановил потерянную связь поколений.


…И часа не прошло, а наш разговор подошёл к концу. Евгений Андреевич скромен и не стал много рассказывать о себе. Да и что тут добавить? Всё уже сказано.


Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ Фото: Сюзанна ГАЛОЯН

bottom of page