Культурный современник, – какой он? Этот детский «школьный» вопрос превратил в «почемучек» даже наиболее рассудительных взрослых. Массовое искусство становится лаконичным, более оперативным это связано с ускорением жизненного темпа. Одни люди злоупотребляют этим минимализмом, сводя его до примитивизма. Другие – наоборот, в погоне за культурной революцией теряются среди фальшивых ценностей, превращаются в хипстеров.
2014-ый был объявлен годом культуры. Это вполне закономерно, учитывая прошлогодние результаты опроса ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения): около 60% россиян считали, что культурных людей стало гораздо меньше. Год прошёл, и что-то должно было измениться. Но в декабре на просторах интернета появились шокирующие результаты новых опросов. По мнению граждан, лучший писатель – Дарья Донцова, актёр – Дмитрий Нагиев. Среди музыкантов выделяют Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова. На вкус и цвет фломастеры, конечно, разные. Однако подобная массовая культура отражает желание многих людей потреблять низкокачественный, но зато простой и незамысловатый информационный продукт. Неужели год культуры не посеял в сердцах зерна любви к настоящему искусству? Если так, то возникает вопрос об эффективности подобных мероприятий.
Это результат правительственных попыток культурной революции. Они не способны в корне изменить дело. Необходима реконструкция самого министерства, о которой, возможно, стоит задуматься Владимиру Мединскому, пока он ищет «лишние хромосомы» у сограждан. Всё прививается с детства, поэтому нужно изменить систему образования. Например, участить школьные походы в театр и кино, приглашать на уроки местных деятелей искусства, давать ученикам возможность проявлять творческие способности, а не только набивать руку на решении «егэшных» задачек. Важно следить, чтобы всё это не покрывалось пылью формализма, проводилось добросовестно, а не ради отметки в официальных документах. Должны быть оригинальные постановки, интересные музейные выставки – нечто не изведанное молодёжью.
Общество меняется и требует новые проявления искусства. Например, интересный музей появился на улицах Ростова-на-Дону. Казалось бы, обычный трамвай, но внутри – целая экспозиция областного управления полиции. Об этом сообщает журналистка Алёна Ларина в одном из номеров «Российской газеты» (Алёна Ларина. «Чикатило и Фантомас в одном вагоне». Российская газета. 12 февраля 2015). Фотографии, манекены «стражей правопорядка», тематические стенды. Пассажиры знакомятся с удивительными делами донских органов внутренних дел даже 20-х годов прошлого века. Подобная трамвайная экспозиция – может быть, нелепый музейный «артхаус»? Скептиков на любое новшество найдётся сполна.
В погоне за культурной революцией появились свои крайности. Находить признаки падения нравственности – своего рода новая мода. Многие сами пытаются – как могут – бороться с антикультурой. Такие борцы ΧΧΙ века – это, как правило, молодые люди, настроенные аполитично или оппозиционно, не признающие правительственные меры и правительство в целом. Бывают участниками митингов, ведут в интернете острокритические блоги. Смотрят артхаусное кино, пьют крепкий зерновой кофе и мечтают уехать в Петербург… Дмитрий Мельников, журналист Вести.Ru, отмечает, что «российский хипстер, воспитанный Интернетом, вышел на свет» недавно, но «прочно обосновался в городском пространстве» (Дмитрий Мельников. «Хипстеры: главное – чтобы костюмчик сидел». Вести.Ru. 20 мая 2012). Как следствие – образ культурного современника зачастую сливается с образом интеллектуального сноба или хипстера.
Эти люди – немного фотографы и немного писатели, их речь – разлитая из горшочка ирония. Выступают против коммерческой массовой культуры: поклонниками Дарьи Донцовой, Дмитрия Нагиева или Стаса Михайлова их точно не назовёшь. «Важно быть креативным, не сидеть дома, создавать какие-то проекты, открывать какие-то вещи», – говорит хипстер Роман в выпуске Вести.Ru (Дмитрий Мельников. «Хипстеры: главное – чтобы костюмчик сидел». Вести.Ru. 20 мая 2012).
Тем временем в парламенте тоже борются с антикультурой, как могут. Политики выступают против возвращения нецензурной лексики в кино, создают проекты «Год культуры» и «Год литературы». Только вот незадача: многие простые граждане отчего-то матерятся и по-прежнему читают беллетристику. Дело в том, что решаются лишь поверхностные вопросы. Они сродни «кофепитиям» и просмотру артхауса, не способны что-либо изменить. Прививать культуру необходимо с раннего возраста, чтобы граждане перестали бросаться из крайности в крайность. Чтобы, в конце концов, воспитать новых Достоевских и Толстых!
Автор: Анастасия КРАВЧЕНКО