top of page

«У МЕНЯ ВСЯ ЖИЗНЬ И КРОВЬ АРМЕЙСКАЯ…»


Виктор Акимович Мартыненко – участник Великой Отечественной войны. Ему уже 91 год. На первый взгляд, и не поверишь, что такому жилистому, степенному человеку с ясным умом идёт последний десяток века. Я узнала о ветеране из рассказов моих школьных друзей и захотела встретиться с ним лично. И Виктор Акимович согласился принять меня в своём доме.


Смотрю на моего собеседника и первым делом обращаю внимание на живые, пронизывающие насквозь глаза, и пушистую белую бороду в форме трапеции. Ещё одна особенность, которую нельзя не заметить в облике рассказчика, – отсутствие левой руки. Потерял он её 23 апреля 1945 года во время штурма Берлина.


– Ну, рассказывай, что ты хочешь узнать? – спрашивает меня Виктор Акимович. А мне, признаться, даже расспрашивать его неловко о чём-то. Из того, что я о нём уже знала, поняла, какой он сильный человек.


Виктор Акимович воевал без малого четыре года, окончил военный вуз, служил минёром и сапёром. Бои не прошли бесследно и сказались на его здоровье – он получил тяжелейшую контузию, переходящую в эпилепсию. Ветеран награждён тремя орденами (один из них за подорванный танк), и медалью «За отвагу».


– Разведка. Собрали наиболее шустрых ребят. Всего 36 человек, – начинает рассказ о своих подвигах Виктор Акимович. – Высмотрели мы офицерский блиндаж. Надо было пробраться туда, взять пленных. Зима. Канун Нового года – 30 декабря вроде. Распределили, кто что делает. Моя задача – 120 метров проползти и бросить две гранаты в трубу блиндажа. Прополз. Бросил две гранаты. А остальные пробрались в блиндаж и взяли трёх фашистов в плен, здоровых таких… Руки им выкрутили, связали, рты тряпками заткнули и назад, на линию фронта. Стрельба. Взрывы. Мы отступать начали. Немцы засекли нас. Мина… Небольшой осколок мне в ногу попал. Но дело в том, что никто вытащить не мог. Ору я, кричу. Всех матерей вспоминаю – больно же! Вот так. И получил «За отвагу».


Повествует Виктор Акимович медленно, будто переживает всё заново. И я осознаю, что тогда он был моим ровесником, парнем лет 17-18. Мне стало очень любопытно, о чём Виктор Акимович мечтал в то время, и я рискнула задать этот вопрос.


– Мечтал? – переспрашивает мой собеседник. – Да, мечта тогда у меня была хорошая. Думал, кончится война, куплю себе ружьё и уеду куда-нибудь в тайгу. И чтобы была одна тишина, чтобы тихо так было…


Но после войны мечта Виктора Акимовича не сбылась. Здоровье не позволило её воплотить. Я узнала, что в послевоенные годы он окончил Новороссийский монтажный техникум и стал строителем. Без руки! Работал по специальности 25 лет, потом рыбачил, в колхозе был 30 лет.


Любимым увлечением у Виктора Акимовича всегда была охота. И это становится ясно сразу, как только входишь в комнату к ветерану: на стене висит голова оленя и связка фазанов.


– И кабанов бил, и медведя стрелял, и нерпу… Вот только в прошлом году последнее ружьё продал. Я уже плохо вижу – в аварию попал, – вздыхает Виктор Акимович. – Сбили меня, когда я на трёхколёсном мотороллере ехал. За два месяца пять операций сделали. На 18 килограмм похудел. Ничего не ел.


Виктор Акимович имеет свой огород, за которым постоянно ухаживает.


– Езжу туда, закапываю свои болячки, – улыбается ветеран.


Он с детства привык к военному образу жизни. Отец его был полковником, мать – военным врачом 3-го ранга (майором медицинской службы). И было в этой семье шесть братьев и ни одной сестрички.


– Мать плакала, говорила, что одна шпана народилась, – смеётся ветеран. И тут же его улыбка растворяется, когда он сравнивает свою судьбу с судьбами братьев. – Первый погиб в начале войны, второй – старший лейтенант – тоже погиб. А я – середина. Я руку потерял.


Младший брат Виктора Акимовича сейчас живёт на Украине. А самый меньший умер.


– У меня-то вся жизнь и кровь армейская по сей день! – восклицает мой собеседник. –Видели фильм «Офицеры»? Чудесный фильм. В нём звучит фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать». Так вот я из этой категории.


И действительно, всем своим внешним видом он подчёркивает принадлежность к военному делу. Даже одет в камуфляжный костюм.


У Виктора Акимовича большая семья: два сына, дочь, две внучки, три внука, три правнука и праправнук Святослав.


– По телефону бормочет – будь здоров! – с гордостью говорит о Святославе дедушка.


Жизнь Виктора Акимовича Мартыненко бьёт ключом. Он любит шутить, даёт наставления. Человек этот удивительный! Хочется сохранить впечатление от общения с ветераном, и ни для себя, ни на бумаге не исказить того, что было поведано в искренней беседе.


Автор: Кристина НОВОСЁЛОВА

Фото: Сергей ПАНЧЕНКОВ

bottom of page