top of page

ВАЛЕНТИНА АФОНЯКИНА: «НЕ МОГЛИ МЫ ПРЯТАТЬСЯ – ТОЛЬКО РАБОТАТЬ»



Валентина Филипповна встречала нас у калитки. Скромно улыбалась, не понимая, почему к её персоне неожиданно столько внимания. Как и многие другие ветераны тихо говорила: «Ну что мне рассказывать? Ничего необычного в моей жизни не было».


Так считают все ветераны Великой Отечественной войны. Пытаются вспомнить, что же можно рассказать, чтоб было интересно. Для Валентины Филипповны события её жизни – это личные воспоминания, некоторые из которых напоминают о трагических событиях. Для нас – оживающая на глазах история. Вот трудовая книжка на имя Валентины Афонякиной. Первая запись – ученица токаря, позже – контролёр по приёмке деталей на военном заводе № 150. Когда Валю взяли на работу, ей было всего шестнадцать лет. Шёл 1944 год. Война длилась уже более семисот дней. Все мужчины города Кашира Московской области ушли служить, а женщины отдавали все силы на производстве. Валентина Филипповна вспоминает, что в довоенное время женщины чаще сидели дома, а не работали. «Отец мой был железнодорожником, а мать домохозяйкой, но после войны всё поменялось. Мужчины ушли на фронт, немногие вернулись, а мы стали работать. Даже маленькие дети старались помогать, как могли». Время было тяжёлое, никого не жалели. Валентина Филипповна вынуждена была пропустить учебный год в школе, а потом и вовсе забросить учёбу до конца войны. Потом, конечно, наверстала – окончила восемь классов вечерней школы, затем Хабаровский техникум заочно. А в 1944-1945 годах пришлось поработать: «Мы занимались деталями. Определяли, из какой они партии, материала, есть ли брак». Завод, на котором работала Валентина Филипповна, находился в сорока километрах от места военных действий. Все рабочие слышали грохот орудий, звуки выстрелов зениток, обороняющих столицу от фашистских самолётов. Это звуковое сопровождение быстро стало привычным и на него попросту не обращали внимания. Ведь что могли сделать рабочие? Могли ли они бояться, бежать, прятаться? Конечно, нет. И каждый, как мог, мысленно ограждал себя от звуков сражений, концентрируясь на единственно возможном полезном деле – максимально быстрой и качественной работе. В какой-то момент жители города потеряли связь со столицей – бомбили мост через реку Оку.


В 1941 году Кашира сама оказалась зоной военных действий. Немцы пришли сюда 24 ноября и более трёх дней разрушали город танками и авиацией. Но 27-29 ноября 1-й кавалерийский корпус генерала П.А. Белова и 173-й стрелковой дивизии оттеснил фашистов к соседнему посёлку. В начале декабря немцев окончательно отбросили от Каширы. Валентина Филипповна об этом почти не вспоминает: «Мы были такие маленькие, что не ощущали всего этого».


Когда война закончилась, через город стали проводить тысячи военнопленных. В Кашире был организован лагерь немцев, все они были направлены на работу в тот же завод, где трудилась и наша героиня. Она помнит, как фашисты хотели, чтобы их пожалели – показывали фото своих семей, рассказывали о жизни на родине. Но трудно было разжалобить советский народ, который четыре года провёл в условиях непрекращающихся битв и голода. Валентине Филипповне, можно сказать, повезло – за работу на заводе ей выделяли карточку взрослого. Она давала право на получение большего количество хлеба, зерна, сахара. Каждый продукт выдавался по граммам. Кроме того, рабочих кормили прямо на работе, а потому продукты по карточке они могли приносить домой для своих родных. И в послевоенное время сохранялись трудности с продовольствием, но русский народ всё же не смог игнорировать немцев. Делились продуктами, покупали их самодельные колечки и оплачивали куском хлеба. «После войны с продуктами, вероятно, было ещё тяжелее. Потому что до Победы нам помогали американцы. Присылали консервы, например. А после вся помощь прекратилась, приходилось самим выкручиваться».


На заводе Валентина Филипповна встретила свою любовь. Пётр Афонякин был старше её на восемь лет. Перед войной ушёл служить на два года, но потом остался на фронте и прошёл всю войну. Стал артиллеристом, был ранен. На момент окончания войны был уже в чине капитана. Вместе они переехали в Краснодар, где Валентина Филипповна стала бухгалтером. В этой должности она проработала двенадцать лет на Сахалине и двадцать лет на Кубани. Получила звание ветерана труда.


Вскоре после свадьбы в семье появились две дочки. О муже Валентина Филипповна вспоминает с необыкновенным уважением и любовью. Они прожили вместе тридцать лет. Как и многие боевые ветераны, он рано ушёл из жизни, не дожив до пенсии. Погибла дочь, оставив сиротой маленькую девочку – внучку Валентины Филипповны. Эти две трагедии подкосили нашу героиню. Тяжело переживала она потерю родных. Но взяла себя в руки и занялась воспитанием внучки. Кажется, всю свою жизнь Валентина Филипповна посвятила тому, чтобы сделать её образованной и счастливой. В 90-е годы нелегко им было жить – пенсия маленькая, да ещё и выплачивали её с перебоями. Пришлось устроиться на работу уборщицей в Кубанский государственный университет. Здесь Валентина Филипповна проработала двадцать лет. Бывало, увольнялась, но затем вновь возвращалась.


Внучка тем временем росла и не переставала радовать. Закончила Зиповский техникум, причём изучала работу на компьютерах, которых в то время ещё почти и не было. Валентину Филипповну осуждали, говорили, что она отдала внучку в такую область, где та никогда себе работу не найдёт. Но технологии стремительно развивались и вскоре стали востребованы специалисты, хорошо знакомые с компьютерным делом. Девушка поступила в Кубанский государственный университет, получила высшее образование и сейчас работает главным бухгалтером.


Валентина Филипповна помогала КубГУ не только тем, что выполняла свои прямые обязанности. Она брала к себе домой студентов на проживание. Дом Валентины Филипповны в пяти минутах ходьбы от университета – конечно, её жильцам это было очень удобно.


Помимо ветерана труда Валентина Афонякина стала ветераном Великой Отечественной войны и трудового фронта.


Сейчас она уже жалуется на здоровье. Говорит, что лучше бы умереть, чем жить, не имея возможности активно двигаться, что-то делать. Но, кажется, преувеличивает. Угощает нас домашним компотом, даёт с собой яблочки с её сада. В доме сейчас ремонт, но на улице – в саду – чувствуешь себя, словно в сказке. Распускаются цветы на клумбах, с навеса опускаются грозди винограда, краснеют яблочки – их у Валентины Филипповны очень много, поэтому она часто делится ими с соседями. И кажется, что жизнь нашей героини, несмотря на все сложности, такая же яркая, как и её сад.


Автор: Екатерина ТОРКИНСКАЯ

Фото: Анастасия ТОКАРЕВА

bottom of page