top of page

«НЕ СПРАВИЛАСЬ С ЖИЗНЬЮ…»


Всемирная организация здравоохранения провозгласила 10 сентября Днём предотвращения самоубийств. Хорошо, что такой день существует. Жаль только, что ежедневно от четырёх до пяти детей в России все же решают умереть.


Отрывок из темной тетрадки. Заметно, что автор только учится писать.


Сегодня мама и папа пытались объяснить мне что-то странное. Они сбивались, путались и перебивали друг друга. Мама сказала, что папа больше не будет с нами жить, он уезжает и не вернётся. А папа уверял, что, несмотря ни на что, он будет меня любить так же, как прежде. И мы ещё не раз пройдёмся по нашей любимой аллее. Верю.


Прошло уже полгода, как папа уехал. Он сдержал обещание – мы часто гуляем, и я чувствую, что его любовь ко мне так же сильна. Шесть месяцев назад мне казалось, что умру, если он станет любить меня меньше. Но очень больно понимать, что папа теперь вовсе не любит маму. И чем чаще я это замечаю, тем тяжелее становится на сердце. А счастье куда-то уходит…


Учёные разделяют самоубийство на два вида – парасуицид (истинный) и псевдосуицид (демонстративный). Истинное самоубийство – хорошо продумано, вероятность летального исхода в таких условиях очень высока. Подготовка к парасуициду может длиться от пары дней до нескольких лет. Псевдосуицид, чаще всего, не преследует цель реального самоубийства. Это скорее крик о помощи. Этот способ привлечения внимания взрослых становится всё более популярным среди молодёжи. Девушки могут нередко «пытаться» совершить самоубийство, но так и не решаться сделать это. Юноши долгое время могут морально готовиться, но почти наверняка доведут задуманное до конца. Как правило, люди решаются на суицид с мыслью: «Так всем будет лучше». Человеку кажется, что его чувства и жизненные события исключительны. Но известны статистические данные, которые доказывают, что склонность к суициду есть у тех, чьи близкие родственники некогда закончили жизнь самоубийством. Такой фактор увеличивает риски в шесть раз.


Другая тетрадь. Прошло шесть лет…


Когда-то мне казалось, что если папа уедет из дома – это будет ужасно. Он уехал, а я постепенно поняла, что всё не так уж плохо – мы всё так же встречались, звонили друг другу… Но недавно мама сказала, что он никогда больше не придёт. Уёел в последний путь с помощью верёвки. «Не справился с жизнью», - так теперь говорят о нём знакомые. А я не понимаю… Он был таким весёлым, играл со мной, покупал мороженое. Папа был счастливым человеком. Он не мог быть слабым…»


Решая покончить с жизнью, человек обычно долго выбирает орудие, способ: удушение, повешение, отравление, прыжок с высоты. Очень редко удаётся заметить перемены, которые говорят о близком трагическом исходе. Причины могут быть совершенно разными: неудачи в личной жизни или карьере, болезнь, одиночество и даже любопытство…


В одной школе учительница рассказала школьникам о произведении Данте Алигьери «Божественная комедия». Этот разговор состоялся в рамках знакомства детей с произведениями литературы и искусства. Один из мальчиков особенно заинтересовался поэмой. На следующий день родители нашли его мёртвым. Рядом была записка: «Хочу посмотреть, как там». Ребёнок хотел увидеть рай и ад.


Подростковые самоубийства происходят в момент особой трагической комбинации: импульсивность и отчаяние при алкогольном или наркотическом состоянии. Прочные семейные и социальные связи, религиозные убеждения, антисуицидальные факторы личности (т.е. обесценивание самоубийства, как способа решения проблем) снижают вероятность суицида.


Толстый альбом. Прошло восемь лет. На некоторых страницах расплывчатые пятна – от слёз.


Порой мне кажется, что моя жизнь разделилась на две части со смертью папы. В первой половине он был, счастливый и добрый. Мы много общались с мамой, она всегда знала, что происходит в моей жизни. А теперь всё иначе. Есть лучшие подруги, но нет мамы – увлеклась психологией, мечтает излечить нас от горьких воспоминаний о папе. Неужели она думает, что это возможно? С каждым днём мне всё труднее рассказывать ей всё, что меня действительно волнует. Мама знает моих друзей, но не имеет ни малейшего понятия о том, какая я. У меня есть молодой человек, но нет отца. Есть розы от парня, но нет мороженого от папы. В моей жизни больше нет горьких событий. Есть только воспоминания. Хочется спросить: «Почему это случилось?»


Меня назвали воровкой. Все вокруг считают меня воровкой. И теперь я уже сама готова в это поверить. Может, я забыла, не помню, как украла тысячу рублей у своей подруги… Милиция, допрос. Это не просто «вопрос-ответ». Это подозрительный взгляд, пугающие слова – «не верю», «ты лжёшь», «ты это сделала». Враждебные взгляды одноклассников. Друзья, которые отводят взгляд, чтобы не здороваться. А через несколько дней деньги нашлись. Извинения девочки. Я пришла домой, упала на кровать и пролежала так до следующего утра. Сердце билось, как на кладбище, на похоронах отца. Что-то ушло из моей жизни и никогда уже не вернёшь. Следующий школьный день – обида, боль, разочарование. Друзья поддержали, но остальные сторонятся, прячут деньги, телефоны. Каждый смотрит на меня, как тот следователь. Никогда не думала, что влияние общества способно быть таким поглощающим, уничтожающим. Я погибла для своей школы, потому что уже никогда не буду здесь своей.


И так странно всё с молодым человеком. Кажется, мы должны любить друг друга, быть вместе. Но всё получается совсем не так…


Я так устала, хочется отдохнуть. Ещё лет десять назад я думала, что не хочется жить. Люди устают от дел, а я – от жизни. Нужно сделать всего один шаг. Не забыть написать записку, чтобы никто не чувствовал себя виноватым. Я тоже «не справилась с жизнью». Пап, я иду за тобой…


Спустя три дня после этой записи восемнадцатилетняя Мария Иванова сбросилась с многоэтажного дома. Мама, друзья, молодой человек – все утверждают, что не было никаких признаков приближающейся трагедии. Но позже стало известно, что прежде девушка уже совершала две попытки суицида, о чём практически никто не знал.


Этот случай поразил многих краснодарцев. Весёлая, яркая девушка – никто не мог подумать о том, что в действительности происходит в её жизни. В душе наряду со счастливыми событиями было немало горя и боли. Но за улыбкой Маши этого никто не заметил.


Часто ли вы задумываетесь над тем, что происходит в душе ваших детей? Они кажутся маленькими и счастливыми, даже когда выросли… У подростков бывают взрослые проблемы, но нет опыта, чтобы суметь решить их. И потому часто остаётся лишь один способ, позволяющий забыть обо всём в один момент и навсегда. Не проверяйте жизненную стойкость ваших детей. Не дайте принять это последнее решение…

P.S. Имена и некоторые факты изменены по этическим причинам


Автор: Екатерина ТОРКИНСКАЯ

bottom of page