top of page

«Я ИСПРАВЛЮСЬ!»



СИЗО, колония – мы уже привыкли к ним и проходим мимо, стараясь даже не смотреть на высокий серый забор с колючей проволокой. Нам кажется, что там только отъявленные преступники, приближаться к которым опасно. Думаете, эта статья о тех, кого жизнь заставила пойти на преступление? Нет. Она о реальных преступниках, заслуживших наказание, но есть момент – старшему из них нет и шестнадцати лет.


Колонии для малолетних преступников не такое и редкое явление. В Краснодарском крае есть три подобных учреждения. Но говорить о них не принято. Не хочется замечать плохое, особенно в детях…


Я не знала о существовании детской колонии, пока однажды не оказалась в одной из них. Колючая проволока, строгая охрана, решётки на окнах. Ощущение, что здесь находятся не дети, а, как минимум, серийные убийцы. Честно признаюсь, что на территорию колонии я зашла с тяжёлым сердцем. Впервые встречаясь с осуждёнными, я опасалась и за кошелёк, и за жизнь. А в сердце звучал тихий голос: «Это ведь дети…»


Заходим в помещение. Кажется, что это обычная школа, но нет ни одного ребёнка. В коридоре толпятся родители – человек двадцать максимум. Сегодня День матери – особый праздник, в который детям разрешается увидеться с родными, рассказать о своих успехах и выступить на показательном концерте для самых дорогих и близких.


Наконец, двери открываются. Дети уже давно не видели своих близких и заметно, как сильно им хочется броситься к ним, обнять. Но ни один не смеет… Только робко смотрят и улыбаются, шагая в строю со своими одноклассниками. Здесь военная дисциплина, без разрешения педагога ученик не имеет права выйти из строя. За непослушание предусмотрены строгие наказания.


Все дети в одинаковой форме тёмно-серого цвета. Белые рубашки, брюки и пиджаки у мальчиков, юбки и жилеты у девочек. В колонии не допускаются короткие юбки, декольте, макияж. Волосы должны быть собраны в строгую причёску, ногти – аккуратно подстрижены. Изредка девочкам позволяют накрасить ногти или сделать необычную причёску – этот день каждая запоминает как праздник красоты.


«Такие строгие правила – не прихоть», – объяснил директор. «Мы не можем позволить детям приобщиться к пошлости. В конце концов, это ведь провоцирующий фактор. Кроме того, мы концентрируемся на духовном развитии детей. Стараемся сделать их добрыми, вежливыми, искореняем причины, которые привели ребёнка к нарушению закона».


И вот долгожданный момент, команда «Вольно» – и дети бросаются к родным. Но лишь немногие, не больше тридцати человек. Остальные стараются не смотреть на радостные встречи, отворачиваются и стремительно уходят. В глазах девочек – слёзы, а у мальчиков – злость. К ним никто не приехал. Кто-то не смог из-за бытовых проблем, кто-то далеко живёт, а кто-то никогда и не был в стенах колонии, потому что отказался от родительских прав сразу после суда над ребёнком. Тяжелее всего маленьким. Они не хотят смотреть, но не могут отвести глаз. Скоро начинают плакать, и воспитателям приходится успокаивать их и скорее выводить из комнаты.


Плачут и счастливцы: встретившиеся дети и родители. Обнимаются, делятся новостями. Взрослых стараются поддерживать каждое начинание своих детей, чаще хвалить их – так ребята быстрее отказываются от криминальных наклонностей и возвращаются к правильной жизни. Маленькие сестрёнки и братишки прижимаются к старшим. Чаще всего ребёнок проводит в колонии несколько лет, и потому младшие братья и сестры видят их очень редко, а узнают впервые – по фотографиям.


Вскоре встреча перешла в обычный разговор, но две семьи привлекали особое внимание. Мальчик с мамой не отпускают друг друга из объятий. Женщина непрерывно плачет, а ребёнок извиняется – раз за разом. Он оступился однажды, преступил закон, но пожалел об этом, как только переступил порог колонии. Его не волнуют условия жизни, наказания и т.д. Его плата – разлука с матерью. Это самый сильный фактор для большинства несовершеннолетних осуждённых. Никакое наказание с этим не сравнится. Ради скорой встречи дети учатся на «отлично», занимаются в кружках, хорошо себя ведут. Так они могут заслужить досрочное освобождение. Этим и живёт наш герой. Он так и не выпустил любимой руки и всего раз отошёл от мамы – спеть песню, посвящённую ей.


Рядом с ними ещё одна семья: девочка с родителями и братом. Она показывает им фото торта, который испекла совсем недавно. Помимо кулинарных курсов, девочка посещает кружок по рукоделию, занимается спортом и учится на одни пятёрки. Она уже заслужила досрочное освобождение – всего месяц отделяет её от возвращения домой.


Через час все поднялись наверх, в классы. Там учителя рассказали об успехах ребят и провели особые игры, цель которых – сближение детей и их родных. Вот конкурс – ребята закрывают себе глаза повязкой и среди множества женских рук ищут родные, мамины. Ни один ребёнок не ошибся. Мальчики целовали руки матерей.


Начался концерт: вокальные и танцевальные номера, театральные постановки. Дети стараются изо всех сил, а родители так гордятся ими! Когда-то их дети были неуправляемы, плохо учились, не призвали авторитетов – и это привело их в тюрьму. Но теперь они совсем другие...


В эту минуту актовый зал колонии полон счастья. Но стоит лишь выйти в коридор, и сразу почувствуешь разницу. Я иду по школе и то тут, то там встречаю одиноких учеников. Их взгляд невозможно описать. Когда-то у них были друзья, дом, родители. Правда, взрослым не было дела до своих детей. Кто-то занимался карьерой или личной жизнью, некоторые были алкоголиками или наркоманами. Большинство детей таких родителей совершили преступления, потому что не получили даже элементарного воспитания. А кто-то преступил закон ради того, чтобы прокормить себя и своих взрослых родных, которые оказались не в состоянии позаботиться о благополучии семьи. Вскоре дети оказались в колонии. Кто-то сразу узнал, что его родители отказались от родительских прав, к некоторым разок приехали и больше не появлялись.


Сокрушительный удар, который нанесли родители, навсегда отразился на детях. Они стремятся к одиночеству, не мечтают и не надеются, давно уже разочаровавшись в мире. У таких детей самый большой риск вернуться к незаконной жизни.


Мы проходим мимо и стараемся не замечать этот серый забор... Потому что боимся признаться себе, что преступления детей на нашей совести. Не любили, не воспитали, не смогли – и сделали преступными чистые детские души. Мы видим деньги, карьеру, успех, но не замечаем бесценного дара – детей, подаренных нам Богом. Или не хотим брать ответственность, потому что не готовы отвечать даже за самих себя. Думаете, детские колонии – это проблемы детей, государства, абстрактного общества? Это наши проблемы, каждого. Ведь все мы можем что-то сделать: помочь финансово, увлечь каким-то делом, направить по верному пути.


Так кому же надо исправляться?


Автор: Екатерина ТОРКИНСКАЯ

bottom of page