top of page

БЕЗДЕЛУШКА ИЛИ ЖИВАЯ ФАНТАСТИКА?


В ΧΧΙ веке эффектные 3D-блокбастеры подобно горячим пирожкам быстро появляются и не менее быстро забываются, оставляя приторное послевкусие. Оно распространилось и на само понятие «3D». Повесило ярлык несерьёзности, «безделушности». Однако здесь есть место и настоящей науке.


«Это же обычные принтеры, которые печатают пластиковые стаканчики… Что в этом нового? На заводах такого полно», — интересное определение 3D-печати довелось мне услышать от взрослой образованной женщины. Меня так поразило высказывание, что захотелось разобраться в таинстве этого технического явления.


Как отмечает журналист «Российской газеты» Юрий Медведев, в наше время основной способ производства — механическая обработка. Изделия создаются из многочисленных сложных деталей, а лишнее всячески устраняется. Происходит большой расход материала понапрасну. Да и времени тоже. 3D-печать легко решает эти проблемы. Её достоинства заключаются в «безотходности, экономичности, быстроте, способности за часы делать самые сложные детали» (Юрий Медведев, «Дом из тюбика», Российская газета. 12 августа 2013).


Это может значительно ускорить производство. И не только строительное. В медицине принтеры произвели революцию. Они используются для протезирования и производства имплантатов, например, тазобедренных суставов, фрагментов черепа, хрящевых тканей. Американские учёные Корнелльского университета занимаются проектом восстановления межпозвоночных дисков с помощью 3D-печати (Ольга Юрченко, «3D-печать: возможности и перспективы», ToWave: издание о стартапах).


В нашем крае технология ещё не достигла такого развития. Однако это стараются исправить создатели знаменитой краснодарской станции 3D-печати. Артём Соболев занимается учебной частью, то есть курсами для тех, кто хочет научиться 3D-волшебству, и производственной платформой. Олег Вартанов, его друг, руководит изобретательским направлением. Людмила — не только супруга Артёма, но и преданная научная соратница, а также дизайнер проекта.


Всё началось с фильма «Дух времени-3»: в нём говорилось о легендарных принтерах RepRap. Они могут воспроизводить значительную часть своих деталей, что вдохновило Артёма на создание собственной 3D-станции. Шутку ΧΧΙ века о принтере, который способен «сам себя напечатать», ребята взяли на вооружение. Детали для первого устройства заказали за границей, потом на уже собранном принтере наполовину «распечатали» второй. Подобный способ удобен тем, что не приносит больших денежных затрат и достаточно оперативен.


«Теперь человек может даже самые невероятные идеи реализовать в виде чего-то физического, может взять это в руки, подержать», — говорит Артём. Его рабочее место всегда занято жужжащими принтерами, которые работают сродни пчёлкам-трудягам. Только вместо пахучего мёда — расплавленный пластик. Артём объяснил мне, что он выходит из специального механизма — экструдера. Сама модель изначально проектируется на компьютере в программе Blender, а затем он поэтапно пересылает код на работающий принтер.


На курсах дети с радостью готовы хватать 3D-ручки да рисовать в воздухе котиков-собачек, цветочки, башенки, домики… Неужели это всё-таки действительно простое развлечение? Так глядишь и до пластиковых стаканчиков рукой подать…


Однако скоро будут строить подобным образом не только «домики», но и самые настоящие дома. Вместо пластика может оказаться любой материал, в том числе и бетон. Олег занимается разработкой строительного 3D-принтера размером два на три метра для распечатки кирпичей и стен. «Мы технари, поэтому и творческие идеи реализуем технически. Всё, что я умею — это строить. Этим и занимаюсь», — скромно объясняет Олег.


Но один в поле не воин. Как и два. Хотя ребята с большим энтузиазмом пока доказывают обратное, всё-таки заниматься подобными разработками должны и более крупные научные российские сообщества.


«Отечественная промышленность пока что не преодолела кризис. Возьмём установки по лазерной трёхмерной наплавке, их у нас в стране всего несколько штук. И всё. И эти часто не загружены. Почему? Такую технологию не просто освоить и сложных деталей, которые она способна изготовить, на этом производстве мало. Поэтому установки по прототипированию часто простаивают, а детали продолжают делать по старинке», — считает директор Научно-исследовательского института конструкционных материалов и технологических процессов МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Шиганов (Интервью Ирины Тимофеевы, «Модель будущего», Новая газета, 07 февраля 2014).


Артём и Олег уверены, что всё можно исправить. Главная задача проекта — популяризация 3D-принтеров. Ребята хотят, чтобы по всей Кубани стали распространяться подобные станции, которые сотрудничали бы друг с другом, создавали новое. Чтобы народ понял: трёхмерный мир — это не безделушка и не очередной блокбастер, а живая фантастика. И тогда, возможно, каждый человек превратится из потребителя в создателя, сможет запросто печатать реальность на принтере!


Автор: Анастасия КРАВЧЕНКО

bottom of page