top of page

ПРОФЕССОР МГУ – ЭТО УРОВЕНЬ?


В минувшую среду студенты факультета журналистики КубГУ побывали на встрече с Владимиром Вяткиным, известным фотографом, профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Лекция мастера стала для некоторых открытием. Каким же было это открытие, я постараюсь разобраться.


Встреча длилась полтора часа, за это время я услышала много интересных вещей: Вяткин говорил о своей жизни, об опыте, полученном с годами, о своих увлечениях, о фотографии и о студентах. На вопрос о том, как проходят первые пары у известного профессора, он ответил: «На первом занятии я своих студентов унижаю, оскорбляю, чтобы они ушли из фотожурналистики, а с теми, кто остаётся, мы уже работаем ». Не то чтобы я берусь оценивать методику преподавания знаменитого профессора, но оскорбления и унижения выглядят, по меньшей мере, несимпатично.


Но это меркнет перед тем, что озвучил фотограф далее: «Когда студентки приходили ко мне, я наливал им водки, и они лежали на диване, глядя на фотографии, наклеенные на потолок». Признаюсь, заявление совершенно не однозначное, и я даже боюсь подумать о том, зачем же девушки пили водку с преподавателем и, уж тем более, лежали у него на диване.


Подобные высказывания ставят под сомнение авторитет МГУ, который считается одним из лучших университетов страны. И если там творится такое, то что же говорить об учебных заведениях не столь венценосных? Если такова реальная картина вузовской действительности и высшего образования, то в стенах нашего журфака происходят глупости: лекции, практические занятия, конференции, научные работы… Никаких диванов и стаканов с водкой. Какая «жалость»! Видимо, не достичь нам тех вершин, что покоряют московские студенты.


Признаюсь, я думала, что после рассказов о работе в университете Вяткин больше не сможет меня удивить – дальше уже некуда. Разговор шёл своим чередом и раскрывал фотографа всё с менее приятной стороны. Одна из студенток, сидевших рядом со мной, не выдержала и тихо прокомментировала слова профессора: «Так опошлить слово «женщина» - это талант». Не могу не согласиться! Многое сказанное Вяткиным звучало пошло, грубо и неприлично.


Однако когда Вяткин заговорил о фотографии и мастерстве автора снимков, мне показалось, что этот человек ещё не потерян для общества. Я нашла одну ценную мысль в потоке его речи: «Учитесь фотографировать не у фотографов, а у художников». Полагаю, что эта идея стала самой важной и, пожалуй, единственно верной из тех, что транслировал профессор. Благодаря этой фразе я даже подумала, что не прогнило окончательно сознание этого человека, что всё ещё способен он к здоровому мышлению. Ведь идея действительно глубока. Учиться у художников. Почему? Ответ прост: художник более осмысленно подходит к работе. В творениях Васнецова, Репина есть не только безукоризненный технический педантизм, но и глубина мысли. Так и фотограф должен подходить к своей работе: кропотливо, с осознанием дела, внося в неё определённый смысл. Надеюсь, что я правильно поняла идею Вяткина, потому что, повторюсь, она единственная адекватная среди потока озвученных им мыслей.


Ближе к концу лекции у меня сложилось двоякое впечатление: с одной стороны маячил диван со студентками, с другой – сакральная мысль. К тому же надо сказать, что среди снимков, которые демонстрировал фотограф, были и такие, которые понравились даже большому брюзге – мне. Истории из жизни Вяткина прозвучали разные, потому и впечатления от этого человека рознились. Я уже было подумала, что так и останусь в смятении: куда же отнести Вяткина – как говорится, к «добру» или «злу». Но, к счастью ли, к сожалению, на финишной прямой именитый профессор выдал такую фразу, после которой я не могу отнести его даже к последней категории. Он коснулся вещей глубоких, тонких, но тех, в которых абсолютно не ориентируется. Вяткин сказал: «Путь к душе человека лежит через его задницу и толстую кишку».


После этого заявления я смело могу утверждать, что образ аморальной и глупой личности завершён. Может ли человек умный, образованный, касающийся искусства, говорить подобное? У меня вообще возникает вопрос, умеет ли он читать? Читал ли? Если да, то читал же Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого… Многие читали, хотя бы в школе. Но, видимо, великие умы не смогли повлиять на гений фотографа. Очень печально, что человек с таким взглядом на мир имеет право преподавать, так ещё и в одном из лучших университетов станы. К тому же эти идеи он передаёт журналистам, то есть тем, кто формирует общественное мнение, тем, кто может повлиять на моральный облик нации. После таких встреч становится боязливо за будущее нашей журналистики и страны в целом.


Автор: Анастасия МАНУКЯН

Фото: Анастасия ТОКАРЕВА

bottom of page