top of page

ЕЛЕНА ТУЛУШЕВА И ЕЁ ГЕРОИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.


Собаки – это просто собаки (Трилогия «Когда я умру, я стану собакой…», «Надо будет как-нибудь посмотреть», «Другая война»)


Перечисленные рассказы — другая, контрастная сторона творчества Елены Тулушевой. На этот раз в своих миниатюрах автор описывает жизни простых людей, таких, как мы с вами, тех, что встречаем на улице. Но каждого из них объединяет одно — глубокая рана на сердце, изменившая жизнь.


Простые, реальные диалоги, лёгкий юмор, описание морского отдыха, никуда не спешащих возлюбленных дарят читателю позитивное настроение, поселяет улыбку на лице («Когда я умру, я стану собакой…»). Но в этих простых разговорах героев мы находим далеко не банальные бытовые темы, молодые обсуждают конец света, самоубийство как лучший вариант решения проблем, голод в Малави, переселение душ.


На фоне поблескивающего моря перед нами предстаёт пара, не задумывающаяся об общем будущем, но думающая о вечном и не всегда радостном. Подобные темы раздражают парня, он несколько раз пытался закончить разговор, но девушка не унималась. Интеллектуалка (она получает второе высшее образование), она верит в чудеса и ратует за лучшее совместное изменение мира. Её спутник же, наоборот, не любит много говорить о серьёзном, потому что сразу наступает «чувство безысходности, которое подстерегало его даже на отдыхе. <…> Хотелось вскочить и скорей убежать, спрятаться от него. Но тошнота уже подступила к горлу, вязкая, истощающая» [3]. Перед нами герой, не нашедший себя в этом мире, он потерялся в серой Москве, не живёт, а существует. Он не может найти ни радости, ни любви: три раза он расставался с ней от перенасыщения, но «ещё через месяц круг снова сомкнулся и вот уже три года не разрывался». Но всё же они любили друг друга: за неё говорил телевизор: «Я хочу, чтобы мы были вместе!», «Не уходи, не бросай меня» [3]; за него — обещание превратиться в собаку после смерти.


Неизменный стиль Тулушевой — умение описывать детали окружающего пространства и каждый уголок души человека так, что читатель способен поселиться в тело героя и прочувствовать всё на себе. Этот радостный блеск в человечьих глазах Захры, эти слёзы, это обещание, это разочарование. Разочарование в том, что жизнь более реальна, чем казалось, что любимые люди просто умирают, а собаки — это просто собаки.


Максим Иванович — пенсионер, массажист на дому, собирает из конструктора модели автомобилей, имеет дочь («Надо будет как-нибудь посмотреть»). И всё, вроде как, удачно в жизни складывается, да вот только он слепой. Его жизнь изменилась «после того злосчастного гриппа, когда мать начала замечать в его тетрадях расползающиеся строчки. <…> Формы, цвета, очертания складывались в предметы, предметы в картины, картины — в фильмы. Он любил смотреть свои «видео» [4]. Он стал чувствовать ещё сильнее. На ощупь он собирал модельки, на ощупь делал целительные массажи, только по голосу узнавал людей, слушал фильмы, книги, жизнь и совершенно не считал себя беспомощным (помогал и бывшей жене, и дочери), скорее одиноким. Единственная дочь Иришка приходит раз в неделю, если получится, а Максим Иванович сидит в четырёх стенах и скучает по звукам стройки, сигналам машин, шелесту листьев.


Эта искренность, которой пропитано каждое слово в рассказе, затрагивает душу читателя, невольно вспоминающего своих родителей, бабушек, дедушек, которые так и не увидели свой мусоровоз…


Другой войны не бывает. Война всегда приносит голод, кровь и смерти невинных. Война всегда одинакова в глазах детей — вот главный смысл рассказа «Другая война».


В этом произведении на контрасте противопоставляются подростки, живущие в мирное время и знавшие о войне лишь по фильмам, и те, которые слышали женские звериные крики из соседнего дома, куда пришли мужчины с мачете. Противопоставляется развод родителей в стандартной американской семье и смерть матери, каждого из восьми братьев и сестёр, от пневмонии, от сифилиса, от ружей и мачете голодных и разъярённых повстанцев. Противопоставляется благополучная жизнь и детский лагерь благотворительной организации, где мальчик впервые получил новую, ещё никем не сношенную футболку, и написал единственное слово, которое знал, — «Jamaica».


Это рассказ о жизни, которую Джама заработал, заслужил. Он хочет наслаждаться свежим воздухом, пропитанным спокойствием и надеждами, зелёной травой под ногами, лучами этого доброго солнца. Но вместо этого ему приходится придерживаться правил — «Спина и ноги затекли, но он приучил себя не подавать вида и подолгу сохранять одну позу. Так было надёжнее: никто не придерётся, что ему не интересно <…>», — чтобы выжить в этом мире, чтобы обеспечить себе будущее [2].


Что касается структуры произведения: затянуто начало рассказа. Но, чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что автором это сделано намерено — для усиления контраста.


Елена Тулушева не изменяет своей манере повествования. Все три рассказа — это один отрывок из жизни, показывающий всю глубину человеческих взаимоотношений, борьбу за существование, за веру в мечту. Её герои, несмотря на всю испытанную боль, не отчаиваются и идут дальше: девушка заводит дома двух собак; Максим Иванович не перестаёт надеяться и ждёт вторника, когда придёт Иришка; а Джама проектирует военную сцену.


Автор: Анастасия ХОПТИНСКАЯ

Фото: Сергей ПАНЧЕНКОВ


Список источников


1. Тулушева Е.С. Другая война [Электронный ресурс] // Родная Ладога. — http://rodnayaladoga.ru/index.php/proza/784-drugaya-vojna

2. Тулушева Е.С. Когда я умру, я стану собакой [Электронный ресурс] // День Литературы, 2014. — http://denlit.ru/index.php?view=articles&articles_id=18

3. Тулушева Е.С. Надо будет как-нибудь посмотреть! [Электронный ресурс] // Родная Ладога. — http://rodnayaladoga.ru/index.php/proza/784-drugaya-vojna

bottom of page