Чиновники – гарант процветания России. Пока законодатели трудятся как пчёлки, чтобы в нашей стране всем без исключения было хорошо, можно спать спокойно. Всем действительно будет хорошо. Даже преступникам.
Реформаторская рука таки дотянулась до Уголовного кодекса. В осеннюю сессию депутаты Госдумы рассмотрят законопроект о декриминализации ряда преступлений. Так, побои, мелкие кражи, угрозы убийством, злостное уклонение от уплаты алиментов и некоторые другие проступки планируется перевести в разряд административно наказуемых. Инициатива по гуманизации уголовного законодательства прозвучала 30 июля этого года на встрече председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева и Президента Владимира Путина. Проект получил одобрение лидера государства, а в конце сентября, можно сказать, началась его реализация – Госдума приняла в первом чтении законопроект Ирины Яровой, главы думского комитета по безопасности, выводящий из-под уголовной ответственности хищение на сумму до пяти тысяч рублей, сообщил 22 сентября портал «Право.ru» со ссылкой на материалы ГД.
Необходимость нововведений объясняется перегруженностью органов правосудия. «Российские суды буквально завалены делами о незначительных преступлениях, такими, как мелкие кражи. Затраты бюджета при их рассмотрении значительно превышают нанесённый ущерб», – заявил Вячеслав Лебедев на встрече с Президентом. Зампред ВС Владимир Давыдов аргументировал потребность в декриминализации неотвратимо ухудшающейся статистикой. В прошлом году из 719 305 осуждённых наказание по «не тяжелым» статьям получили 330 898 человек, то есть почти каждый второй, цитирует зампреда ВС портал «Право.ru».
Как реформаторы планируют наказывать нарушителей, и насколько предлагаемые меры наказания соответствуют «тяжести» преступления, судите сами.
Злостных неплательщиков алиментов (ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ) ждёт, по мнению руководства ВС РФ, «достаточно серьёзная» ответственность: обязательные работы сроком от 100 до 150 часов, административный арест на 10-15 суток и штраф до 20 тысяч рублей.
По действующему законодательству, наказание, которое грозит отцу за нежелание обеспечивать собственного ребенка, – исправительные или принудительные работы на срок до одного года, арест до трёх месяцев либо лишение свободы до одного года.
Побои и иные насильственные действия, не повлекшие последствий (ч. 1 ст. 116 УК РФ), предлагается наказывать штрафом в размере от 5 до 30 тысяч рублей, административным арестом на 10-15 суток или обязательными работами на 60-120 часов.
Сейчас за это преступление можно получить штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы, а также иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев. В части случаев драчуна приговаривают к обязательным работам сроком до 360 часов, либо исправительным работам до шести месяцев. Некоторых арестовывают на срок до трёх месяцев.
Любителей угрожать (ч. 1 ст. 119 УК РФ) ждут работы от 60 до 200 часов, административный арест на 20-30 суток, а также штраф до 50 тысяч рублей.
Пока за угрозу убийством дают до двух лет тюрьмы. Иногда обходится обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, ограничением свободы до двух лет либо принудительными работами до двух лет.
Использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) предусматривает штраф от 5 до 30 тысяч (для должностных лиц от 30 до 50 тысяч) или обязательные работы на срок до 50 часов.
По действующему УК РФ, за это преступление «светит» штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, а также иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, обязательные или исправительные работы по УК РФ, арест на срок до шести месяцев.
Мелкие воры (ст. 7.27 КоАП), укравшие на сумму до пяти тысяч рублей, благодаря сентябрьским нововведениям Госдумы будут наказаны штрафом в пятикратном размере похищенной суммы. К счастью, на воров-карманников новая мера не распространится: даже тысяча рублей, похищенная «из одежды, сумки или другой ручной клади», по-прежнему будет считаться кражей (ст. 158 УК).
Инициатива, с одной стороны, неплохая. Правозащитники давно уже добиваются того, чтобы человека за мелкие преступления, что называется, не судили строго. Клеймо уголовника остаётся за каждым, к кому применяли уголовную ответственность, не важно, сидел человек в тюрьме или просто заплатил штраф по УК. Уголовная судимость в дополнение ко всему – это препятствие для трудоустройства на определённые должности, получения визы, участия в крупных государственных проектах, банальной выдачи кредита, причём проблемы имеет не только осуждённый, но и его близкие родственники.
Авторы законопроекта не придумали ничего нового – всего лишь перевели ответственность за мелкие преступления в более лояльную, административную плоскость, таким образом сделав Уголовный кодекс более функциональным. Единственное, объём наказания стал менее существенным. Но к этому стоит обратиться позже.
Неприятно другое. Разработали этот явно закон не потому, что чиновникам жалко оступившихся людей, которые, отсидев, не смогут, скажем, баллотироваться в президенты или посетить США. Поражает, что подобная инициатива прозвучала из уст председателя Верховного суда, который не стесняясь оправдывает реформу необходимостью подправить статистику и «разгрузить суды». Что это? Популизм? Желание сбросить с себя лишнюю ответственность?
Стоит вновь обратить внимание, какие преступления хотят декриминализовать – побои, неуплату алиментов, угрозы убийством. Именно этими делами завалены суды. Более 330 тысяч приговоров по этим преступлениям вынесли только в прошлом году! Создаётся впечатление, что судебное руководство, либо уставшее, либо неспособное справиться с большим потоком уголовных дел, просто решило таким способом закрыть глаза на проблему. Что называется, не можешь решить вопрос, перестань им задаваться. И статистика глаза не колет, и работы меньше.
Декриминализация действительно служит в первую очередь бюрократическим целям. В начале этого года было сокращено около 10% сотрудников МВД, что при увеличении количества «мелких» преступлений, значительно затрудняет работу и оперативно-следственного аппарата, и судебного. К тому же, опираясь на заявление Лебедева о перерасходе бюджетных средств на рассмотрение дел по «не тяжёлым» статьям, можно сказать, что декриминализация в условиях кризиса позволит государству сэкономить.
Но важно рассмотреть реформу с другой стороны. Нововведения практически не учитывают интересов потерпевших. Любое преступление – есть преступление, в независимости от своей тяжести и квалификации в судопроизводстве. Пострадавшие имеют право, чтобы виновный был наказан государством в достаточной мере.
Декриминализация статьи за совершённые побои и иные насильственные действия – может дать толчок для увеличения случаев домашнего насилия. Мужчины, избивающие жён и детей, – не редкость, тиранию не останавливает даже уголовная ответственность. Тем более что пострадавшие члены семьи не очень часто обращаются в полицию. Если проект декриминализации примут, мужчине в таком случае придётся всего лишь заплатить штраф. Разве это защитит избиваемых женщин и детей?
Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или престарелых родителей также не будет оценено «по достоинству», впрочем, не всегда это делается и сейчас. Возможно, действительно слишком сурово сажать за такое. Но штраф в 20 тысяч рублей при долге, скажем, в 200 тысяч – абсурдно маленькое наказание для человека, отказавшегося обеспечивать своего ребёнка. При этом пострадавшие как не получали, так и не получат ни копейки. Вытрясти из горе-отца хоть какую-то сумму на содержание детей можно только в условиях гражданского судебного процесса.
Многие понимают, что гуманизация Уголовного кодекса может привести к увеличению преступности. Стоит вновь обратиться к уголовной статистике. Например, Краснодарский край в текущем году входит в тройку регионов-лидеров по количеству зарегистрированных преступлений. Ситуация не нова. Уже четыре года Кубань – стабильная часть пятёрки наиболее криминогенных субъектов РФ. Согласно порталу правовой статистики, на август 2015 года зарегистрировано более 49 тысяч преступлений, из них преступлений небольшой тяжести – около 18,5 тысяч. После декриминализации человек, осознавая небольшую ответственность за преступление, гораздо легче на него решится. И тогда цифра в 18,5 тысяч может превратиться, скажем, в 50 тысяч!
Допустим, угроза убийством, побои – это действия, которые человек, безусловно, может совершить на эмоциях или под давлением определённых обстоятельств. Это зачастую непланируемые преступления. Но вот неуплата алиментов, кража – это правонарушения, на которые идут осознанно. Почему не нужно сурово наказывать за это? Почему, освободив преступника от уголовного клейма, нельзя сделать само наказание более суровым?
Загружены суды? Да у нас в стране переизбыток юристов. Практически в каждом вузе есть юридический факультет. Только в КубГУ в этом году на первый курс принято коло 500 студентов. И что, все они будут трудоустроены? В среде юристов, не секрет, большая безработица. Так почему бы не дать им работу? Увеличение судебного штата поможет более оперативно работать с потоками дел о «мелких» преступлениях. Но почему-то чиновникам проще снять ответственность и с преступников, и с себя…
Автор: Инна БАСОВА