top of page

ШАБАШ НА КОСТЯХ


31 октября 2015 года весь мир вздрогнул от новости об упавшем российском лайнере Airbus A321 на Синайском полуострове в Египте. На борту находилось 217 пассажиров и 7 членов экипажа, в их числе – 25 детей. Выживших нет.


1 ноября был объявлен всероссийским днём траура по погибшим. Были приспущены государственные флаги, учреждения культуры и телерадиокомпании отменили развлекательные мероприятия и передачи. Буквально каждый час транслировали новости из Египта, на территории которого работали специалисты и поисково-спасательные группы. В сеть ежеминутно поступали сотни новых сообщений со словами соболезнования и фотографиями пассажиров злополучного рейса 9268. Во множестве стран люди несли цветы и игрушки к стенам посольств России. Всё будто погрузилось в самую долгую минуту молчания.


Но не все посчитали гибель 224 человек поводом для грусти. Для них – это всё тот же день, 31 октября – день Хэллоуина, праздника, берущего своё начало в кельтской языческой культуре. Да-да, в кельтской языческой культуре. Почему же мы говорим о чём-то подобном, живя в России? Ведь данный праздник никак не связан ни с нашей историей, ни с культурой, ни с религией.


Как ни странно, все вышеперечисленные факторы не мешают молодёжи активно и успешно его праздновать. Люди, как оголтелые, спешат купить новый костюм, разрисовать лицо и покрасоваться в таком виде перед всеми. Но в чём смысл? Лишь очередной повод для того, чтобы развлечься? В стране траур, погибли люди – а им хоть бы что, шоу должно продолжаться!


В большинстве клубов по всей стране программа этого вечера осталась прежней. Никто даже и не подумал её отменять. «И что с того, что самолёт упал? Грустно конечно, но не отменять же праздник по этому поводу», – такое заявление было выдвинуто молодёжью, гуляющей в день траура в увеселительных заведениях.


И, правда, что с того, что родственники погибших в аэропорту Петербурга, скорбя, ожидали прибытия самолёта с телами своих близких? Что с того, что погибли граждане твоей же страны? Что с того, что на борту были совсем маленькие дети, так и не успевшие увидеть жизнь? Что с того? Судя по всему, ничего.


Направляясь домой в тот трагичный день, я всё чаще обращала внимание на то, что люди идут молча. Понурив головы, опустив глаза, сжав губы, они медленно брели по своим делам, стараясь даже ни на кого не смотреть. Ощущение огромной печали огромным грузом давило на плечи почти каждого.


Но тут прохожу мимо одного кафе и вижу множество чёрных шариков, весёлую музыку и радостных официантов. Все улыбаются, всем весело и хорошо. У них праздник. Вопреки горю.


Тогда я была настолько поражена, что в немом шоке прошла ещё несколько сотен метров, после чего ко мне вернулось ощущение реальности происходящего. Мир в моём сознании будто разделился на две части. В одной люди плакали и скорбели, а в другой веселились, словно не понимая, что в подобный момент это просто «пир во время чумы».

Социальные сети пестрели фотографиями бутафорских чудовищ и ведьм, которые периодически сменялись новостями из Египта и новыми кадрами с места крушения самолёта. Абсурдность ситуации достигла своего предела.


Люди будто не осознавали всей трагичности события. Всё чаще можно было увидеть комментарии: «Упал и упал – они постоянно падают. Люди умирают ежедневно. Чего же мы тогда каждый день не устраиваем траур?», «И что даст этот траур? Толку от него никакого», «Мёртвым уже всё равно, а живые должны радоваться».


Лично у меня после пары таких предложений было ощущение, будто на голову вылили чан с ледяной водой. От чёрствости и безразличия граждан собственной страны хотелось сесть и разрыдаться. Как же это так? Неужели людям может быть настолько чуждо сострадание?


Как оказалось, поражена подобным была не только я. Защитник «Крыльев Советов» Тарас Бурлак был шокирован празднованием Хеллоуина в день, когда разбился самолет с российскими гражданами на борту. «В стране величайший траур, а вся лента «Инстаграма» в фотографиях тупого Хеллоуина! Люди, где ваши мозги?» – написал футболист в своём «Твиттере» 1 ноября [1].


А Владимир Жириновский и вовсе заявил о намерении добиться закрытия клубов в Москве, не отменивших мероприятия в честь Хэллоуина в день траура по жертвам авиакатастрофы Airbus A321 в Египте. «Есть информация, что некоторые клубы в Москве это [прим. автора – траур] игнорируют. Мы потребуем отозвать у них лицензии, потому что указ президента – это святое для всей страны», – сказал лидер ЛДПР [2].


Олег Нилов, член комитета Госдумы по транспорту, также постарался воззвать к совести людей в своём обращении 1 ноября: «В то же время своё уважение к памяти о безвременно ушедших людях многие граждане могут продемонстрировать уже сегодня, не отмечая шабаш на костях под названием Хеллоуин. Я призываю всех, у кого есть такая возможность, сохранять человеческие качества и остановиться – не относиться наплевательски к горю людей, потерявших своих близких». После он обратился к губернатору Санкт-Петербурга, Георгию Полтавченко, и мэру Москвы, Сергею Собянину, с призывом запретить праздновать Хэллоуин 1 и 2 ноября [3].


Но нашлись и защитники. В их числе и общественный помощник Павла Астахова, Анна Левченко, которая в своём блоге написала довольно подробный пост с громким названием «Правила скорби». В нём она говорит о том, что траур – это вообще лишь показательное мероприятие. Девушка полностью оправдала себя и своё празднование Хэллоуина тем, что обвинила комментаторов социальных сетей и журналистов в «жестокости, злобе и неискренности»:


«Вся страна сплотилась в трауре» – да о чем вы вообще? Тиражируете вместе с журналистами фото погибших людей, рыщете по соцсетям в поисках аккаунтов жертв катастрофы, постите свечечки и говорите о скорби и смирении, а сами в это время, как шакалы, нападаете на тех, кто по вашему не скорбит, или скорбит неправильно, или вообще просто своим существованием вас раздражает.


Журналисты не растерялись и наперебой стали выдавать в эфир интервью с родственниками погибших. Это страшно смотреть. И при этом кто-то упрекает меня и моих друзей, Сталина Гуревич и Александра Зайчикова, за то, что мы пошли на Хеллоуин. «Наплевали на чувства», так сказать. Ну да. Именно мы наплевали. А не Патриарх, который провёл заупокойную службу по погибшим, не спросив родственников о том, какой веры были погибшие. Не журналисты, которые лезли с микрофонами и камерами к убитым горем людям. Мы. И нас обязательно постигнет кара небесная, нас надо сжечь на костре, заткнуть свой поганый рот и вообще удалиться из фейсбука» [4].


Да, нельзя не согласиться с тем, что в чём-то она права. Но как бы там ни было, эта трагедия затронула страну. В один миг Россия лишилась 224 человек. Так почему же мы все должны были закрыть на это глаза и пойти праздновать чужеродный праздник, дабы, по мнению таких, как Левченко, не быть лицемерами и не лгать самим себе? Может теперь скорбеть нужно только тогда, когда умирает кто-то из близких? Почему нельзя было прямо сказать: «Ничего не знаю, моя хата с краю». Ведь именно так дело и обстоит.

Завсегдатай «Эха Москвы», публицист Александр Невзоров, также оказался на стороне защитников любителей Хэллоуина: «Я спокойно совершенно отношусь к этому. Вот кому охота плясать – пусть пляшут. И что это за «обязаловка скорби»? Достаточно того, что многие восприняли эту историю всерьёз и болезненно» [5].


И даже если не брать в расчёт самих гуляющих во время траура. Как уже стало понятно, людям нужен любой повод для веселья. О чём в такой момент думали организаторы подобного мероприятия в клубах и прочих увеселительных заведениях? Неужели деньги важнее моральных принципов и совести? Или же, прикрываясь удобной фразой «Спрос рождает предложение», можно вообще позволить современному поколению танцевать хоть на похоронах?


Писатель Захар Прилепин, в своём интервью для «России 24», описал сложившуюся ситуацию именно так: «Это поколение, что там пляшет на Хэллоуине, я считаю его в целом вообще недоразумением. Но на него настроена вся система потребления, вся система распространения, на него настроен весь шоу-бизнес. Вся структура бизнеса, отдыха, развлечений настроена именно под этих людей».


Наглядным подтверждением всему вышесказанному явилось и то, что, несмотря на трагедию, в кафе Ксении Собчак «Бублик» громко и с пафосом отметили Хэллоиун. Как и в ресторане Ильи Лагутенко «Мумий Тролль Music Bar», где грим и страшные костюмы лишь приветствовались.


Так, к примеру, и многие артисты не посчитали нужным отменять свои концерты или менять их программу. Вот несколько заявлений, полученных 31 октября:


Пресс-аташе группы «Чайф»: «Траур – в понедельник! А сегодня концерт в «Ледовом» никто не отменит. Сами музыканты не могут принять такое решение» [6].


Концерт рэпера Басты в московском клубе «Известия Hall» также не был отменён: «Во-первых, траур объявлен с завтрашнего дня официально, – привёл доводы представитель артиста. – А во-вторых, я не думаю, что нужно что-то отменять. Безусловно, он сочувствует, и это огромное горе, но отменять что-то за несколько часов до концерта – это тоже не совсем правильно» [7].


Певица Юлия Чичерина оказалась в числе тех, кто тоже не собирается менять свой график из-за произошедшей трагедии. Решение артистки её директор объяснил так: «Нет, концерт мы не отменим. Траур объявлен на завтра, да и концерт не всегда подразумевает танцы. Даже на похоронах часто играет музыка!» [8]


Не отменён был и концерт певицы Валерии в Ярославле, запланированный на 31 октября. «Сегодня концерт состоится! – сообщил о своём решении супруг и продюсер артистки, Иосиф Пригожин. – Да за мою жизнь никогда такого не было! Случается трагедия – объявляется день траура, и в день траура ничего не проводят. Если бы завтра проводили концерты, это было бы некое неуважение. День в день никто не отменяет, у всех запланировано. Это – неправильно. Мы узнали о трагедии сегодня днём и выражаем глубочайшие соболезнования родным и близким погибших» [9].


Среди артистов нашлись и те, кто отказался проводить развлекательные мероприятия в день этой страшной трагедии. Одним из них оказался продюсерский лейбл принадлежащий рэперу Тимати Black Star Inc., который отменил шесть концертов и несколько корпоративных выступлений, где должны были спеть Егор Крид, рэперы Натан, L'One, Мот [10].


Не остался равнодушным и юморист Гарик Харламов. Концерт Comedy Club в Crocus City Hall организаторами был отменён, а его резидент публично отказался выходить на сцену. В своём «Инстаграме» он написал: «В связи с трагедией, связанной с крушением A321, не вижу в себе сил и желания выступать на концерте в «Крокусе» сегодня. Думаю, мои друзья и коллеги, а также организаторы этого концерта и зрители, купившие билеты, поймут и примут решение о переносе этого концерта на другую дату. Спасибо» [11].


Писатель Сергей Шаргунов достаточно прямо и откровенно высказался по этому поводу: «Они решили приплясывать под ультразвуковую музыку, решили нарядиться чертями, пускай это и происходит на фоне реальной большой трагедии. Это право людей, но одновременно с этим это такой психологический диагноз. Для общества или части общества. Суть – инфантилизм. Но инфантилизм часто бывает жесток и очень опасен. Мы же знаем, как бывают жестоки подростки. И вот это абсолютное равнодушие к собственной стране, к окружающим означает равнодушие и к самому себе» [12].


Подводя итог, могу лишь сказать всем гуляющим в ту самую ночь с 31 октября на 1 ноября – давайте же веселиться и дальше! «Музыка ведь звучит даже на похоронах». Вот только в костюмы на сатанинский праздник переодеваться вам всем вовсе не нужно. Многие из граждан нашей страны уже являются настоящими монстрами. Такие же живые снаружи, но мёртвые внутри.


Автор: Анна ПОГОРЕЛОВА


Источники

  1. http://lenta.ru/news/2015/11/01/clubs/

  2. http://lenta.ru/news/2015/11/01/clubs/

  3. http://spb.spravedlivo.ru/005121759-00134.html

  4. http://agatacrysty.net/2015/11/02/правила-скорби/

  5. http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1650752-echo/

  6. http://super.ru/news/116031

  7. http://super.ru/news/116031

  8. http://super.ru/news/116031

  9. http://super.ru/news/116031

  10. http://super.ru/news/116031

  11. http://super.ru/news/116031

  12. http://www.tvc.ru/channel/brand/id/41/show/episodes/episode_id/41975/?page=6

bottom of page