top of page

«СО МНОЙ СЛУЧИЛСЯ ПЕРЕВОРОТ, КОТОРЫЙ ДАВНО ВО МНЕ ГОТОВИЛСЯ…»


Я никогда не пишу статьи под впечатлением, да и вообще, как правило, начинаю с какой-либо умной цитаты. Но тогда был особенный день сентября. Вернувшись поздно вечером после научной конференции «Наследие Юрия Ивановича Селезнёва и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории», сразу принялась писать.


Я забежала в аудиторию буквально на пять минут, в конце выступления Александра Ивановича Казинцева, когда ему уже задавали вопросы. Следующим был Юрий Вильямович Козлов с интереснейшей темой доклада «О судьбе толстых журналов в год литературы». Говорил о тех насущных проблемах, о которых каждый из нас хоть раз, да слышал: о ценах на книги, об отношении государства к литературе, о том, что современная беллетристика превратилась в шоу-бизнес, о незаинтересованности общества в чтении. Много оригинальных идей, выводов, предложений было высказано Юрием Вильямовичем. Говорил он тихо, не спеша, еле уловимо, а через несколько рядов от меня сидела женщина и громко смеялась. Причину её веселья я не знала, но меня этот смех возмутил и несколько обидел. Как можно сидеть на конференции и смеяться, когда говорят о такой серьёзной и даже грустной теме?


Я не знала, что это была за женщина. После она стала высказывать свои комментарии громче, чем нужно в таких местах. Всё это было, конечно, остроумно, стало меня веселить. Однако шутливое настроение испарилось после того, как объявили следующего выступающего – Лидию Андреевну Сычёву. Да-да, это та самая Сычёва, главный редактор онлайн-журнала «Молоко». Неожиданно для меня поднимается эта женщина, которая совсем не похожа на приехавших писателей, критиков, и идёт к трибуне… Лидия Андреевна рассказывала бойко, громко, интересно. Её речь была мало похожа на доклад, скорее это наставление молодым журналистам: «Хороший журналист должен действовать осмысленно…от него многое зависит… Быть честным журналистом сложнее, чем быть честным писателем». Было необычно слышать, что главный редактор, состоявшийся в жизни человек, так, не побоюсь этого слова, яро защищает молодых авторов. Лидия Андреевна предпочла бы послушать доклады студентов, а не опытных (уважаемых) публицистов. Именно это она предлагала сделать, когда конференция подходила к концу.


И у меня возникает вопрос: почему же она так хочет послушать «зелёные» доклады, почему борется за это? Наверное, среди нас действительно есть те, кто чего-то стоит. Возможно, в будущем кто-то из нас станет знаменитым писателем, критиком, публицистом, и мы будем так же сидеть, слушать, обсуждать, может быть, даже осуждать друг друга.


Среди таких людей, как Сергей Станиславович Куняев, Александр Иванович Казинцев, Юрий Вильямович Козлов, Виктор Иванович Лихоносов, выступала и моя одногруппница, студентка второго курса Альбина Петрова со своим докладом «Фильм Николая Бурляева «Лермонтов» – невоплотившаяся книга Юрия Селезнёва». В этот день я слышала доклад не впервые, чувствовала, как сильно волнуется Альбина и как сильно за неё переживаю я. Тема эта интересная и необычная для меня, ведь я даже и не знала о фильме Бурляева. Ей удалось рассказать и об авторе в целом, и о его идеях, представлении Лермонтова. Я бы назвала это ознакомительным экскурсом в жизнь Юрия Селезнёва. И вы знаете, я не испытывала никогда такого чувства – чувства гордости – ни за родственника, ни за лучшего друга, а за девушку, с которой всего лишь сижу за одной партой. Во время её выступления и после него, когда «посыпались» предложения о публикации, я понимала, что сейчас доклад прочла не просто студентка, а журналист, который доказал, что наше поколение не потеряно, что мы читаем, учимся, развиваемся, ведь «есть ещё порох в пороховницах».


Отдельного внимания, безусловно, достоин Сергей Станиславович Куняев и его блистательное выступление «Последние издания книг Юрия Селезнёва». Он не зачитывал своё выступление, не рассказывал долго, он заинтересовал с первого своего слова, заставлял себя слушать, вникать в суть. Сергей Станиславович погрузил нас в мир реального Селезнёва, я бы даже сказала, живого Селезнёва, – о таком не прочитаешь в книжках, не увидишь в фильмах. « В спорах он не оставлял от человека ничего. Селезнёв оставался внутренне мягким, как бы приглашая к разговору», – рассказывал выступающий. Много восхваляющих слов было сказано критиком в адрес Юрия Селезнёва, но ведь и сам Куняев рассуждает здраво, да и поспорить любит и умеет. К счастью, мне удалось увидеть, как он негодует, не соглашается с авторами докладов, спорит, аргументируя свои высказывания.


…И я забежала в аудиторию на пять минут, и не заметила, что конференция уже близится к концу. В этот необычный и насыщенный событиями день мы говорили о таких замечательных авторах, как Юрий Селезнёв, Виктор Лихоносов, познакомились лично с публицистами, критиками. Но я хочу выразить, и не только от своего лица, отдельную благодарность Юрию Михайловичу Павлову, потому что именно он познакомил нас с этим ранее не знакомым миром, о котором на никто больше не расскажет.


Автор: Виктория БЕРЕЖНАЯ

bottom of page