Наверное, американские режиссёры исчерпали все сюжеты, если решили создать в 1998 году анимационную картину о России, революции и Романовых. О том, что в итоге получилось, я расскажу ниже.
Трудно быть объективным, поэтому приведу описание ленты с портала «КиноПоиск»: «Анастасия — дочка последнего русского царя Николая, погубленного зловещим Распутиным. Ей удается спастись, добраться вместе с бабушкой до переполненного вокзала и… потеряться в толпе. Проходит десять лет. Анастасия стала взрослой красавицей и теперь хочет попасть в Париж. Сможет ли царевна осуществить задуманное? Ведь Распутин уже поднялся из своей могилы…» После данного описания адекватный человек пришёл бы в недоумение. Но будем последовательными.
Начинается мультфильм словами матери Николая II, сопровождаемыми показом удивительного зимнего Петрограда и потрясающего бала: «Когда-то, не столь давно, мы жили в волшебном мире прекрасных дворцов и пышных празднеств. Это был 1916 год». Мне кажется, что эти слова говорит не Мария Фёдоровна Романова, а Татьяна Никитична Толстая. Может быть, пять процентов населения империи с ней согласились бы, но в реальности Россию обуревали социальные противоречия на фоне Первой мировой войны.
Смотрим дальше. В Зимний дворец является Григорий Распутин и… силами ада совершает революцию. Озверевший народ штурмует дом Романовых, солдаты избивают прикладами прислугу и т.д. Что это за революция такая в 1916 году была? К слову, февральский переворот не сопровождался захватом резиденции царя. А даже Великая Октябрьская социалистическая не была хаосом, как многие думают судя по экранизации Эйзенштейна. Приход к власти советов – это хорошо продуманный захват без особого сопротивления, в результате которого, по некоторым данным, погибло всего шесть человек [1]. Впредь я не буду касаться исторической достоверности по причине её отсутствия.
О личности Распутина ходит много мифов. Один считают его святым старцем, другие – шарлатаном и развратником. Но 20th Century Fox вообще сделал его одержимым искоренением царской фамилии колдуном: «Ах, какое удовольствие – убить своими руками романовское отродье». Разлагающаяся нежить, именуемая Распутиным, на протяжении мультфильма пытается убить Анастасию. Каково?
Примечательны картины Петербурга и Парижа, которые словно противопоставлены друг другу. Первый город представлен дымящими заводами, стоящими в очередях и мерзнущими рабочими. Люди бедны, выжить им помогают сплетни. Иной облик у французской столицы: красивые горожане окружены роскошью и предаются веселью. Бесспорно, состояние России после Первой мировой было намного хуже, чем у других стран Антанты. Только слишком убоги русские и чрезмерно хороши парижане в этом мультфильме. Странно, что дочь Николая II после такой презентации считает Россию свои домом.
По сюжету главной героине попадаются прохвосты Дмитрий (сын кухарки) и Влад (в прошлом предводитель дворянства). За круглую сумму предлагают выдать Анастасию как внучку Марии Фёдоровны. В дороге они учат её светским манерам и императорской родословной, в которой оказались «доктор Боткин» и «старый дядя Ваня, пивший водку» (последний представлен комичным мужичком с бутылками).
Бабушка признаёт Анастасию, когда вмешивается Распутин. В лучших традициях американских боевиков цесаревна дерётся с колдуном на мосту и побеждает. Лента заканчивается любовью наследницы престола и Дмитрия.
Кроме «Анастасии» мне известен только один мультфильм о российской смуте в начале двадцатого века – «Мальчиш-Кибальчиш». Не считаю его удачным (как и вообще мультипликационные картины об истории), но, по сравнению с творчеством Голливуда, психика при просмотре уцелеет. У заокеанских режиссёров вошло в традицию глумиться – прямо и косвенно – над историей других государств. Все помнят «300 спартанцев» от WarnerBros? Описание излишне. Создавать детские анимационные мюзиклы о проблеме революции, однозначную оценку которой не могут дать до сих пор, значит быть очень самонадеянным или глупым сценаристом. По-моему, оба этих недостатка были у авторов мультфильма Дона Блута и Гари Голдмана. И не спасают «Анастасию» ни озвучка такими актёрами, как Кирстен Данст и Кристофер Ллойд, ни превосходные мультипликационные технологии, ни прекрасный вальс-саундтрек. Последний, кстати, стал обязательным атрибутом всех выпускных вечеров, в том числе и Губернаторского бала.
Мнение большинства посмотревших «Анастасию», особенно женской части, противоположно. Для них – это всего лишь сказка, где хочется плакать от умиления. А мне хочется плакать от стыда за поругание нашей истории.
Источники
[1] http://www.rusempire.ru/istoriya-rossiyskoy-imperii/oktyabrskaya-revolyutsiya-1917-stanovlenie-sovetskoy-vlasti.html
Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ