Менялось государство – менялось и представление о средствах массовой информации. Масс-медиа, многие из которых выполняли задачу пропаганды в СССР, в 1990-е годы стали походить на бизнес-продукт. Само собой, новый статус не вписывался в традиционное советское представление о печати, нужен был новый закон. Или не нужен?
Даже в условиях цензуры и ярко выраженной партийности в Советском Союзе существовал огромный пласт изданий, на которые вышеуказанные факторы не оказывали влияния. Взять, к примеру, журнал «Юный Техник». Это молодёжное масс-медиа, рассказывающее о технических достижениях. Интересное и читаемое издание, ныне, к сожалению, почти забытое (декабрьский номер 1990 года выпущен тиражом 1 885 000 экземпляров; в 2008 году журнал едва набрал 18 100 штук), было лишено идеологического подтекста. Несовершенное законодательство о СМИ совсем не мешало редакции «Юного Техника» и сотням других изданий создавать качественный журналистский продукт. Хуже того, в условиях рынка они потеряли поддержку государства, многие СМИ закрылись навсегда… Нужна ли им свобода слова и экономическая независимость? Думаю, что нет, не это было в приоритете у «Юного Техника», который рассказывал на своих страницах о не цензурируемой и не покупаемой теме – науке. Авторы журнала выполняли единственную абсолютную функцию масс-медиа – информировали аудиторию. С приходом нового мышления и либерализации СМИ эта функция, как ни странно звучит, пострадала больше всего. Тиражи изданий за десятилетие упали в разы, сотни читаемых изданий не пережили перехода к рынку и закрылись. Для них Закон «О СМИ» ничего не сделал.
Но были и те масс-медиа, которым закреплённые в законодательстве права и обязанности журналистов нужны как воздух. В первую очередь для оппозиционных СМИ. Советская тоталитарная система в печати приказала долго жить тем изданиям и журналистам, которые выступали с критикой строя. Впрочем, и такие существовали. В подполье самиздата выходили газеты и журналы, расхватываемые, словно горячие пирожки, читателями. Для многих советских людей оппозиционные издания были глотком свежего воздуха в толще информационной волны коммунистической пропаганды.
В конце 1980-х политика гласности давала надежду сказать решительно и громко: «Я не согласен с партией!» Однако реально высказаться удавалось не всем, потому что давление со стороны государственных структур, того же Главного управления по делам литературы и издательств, сохранялось. Решить проблему должен был Закон СССР «О печати». Поэтому Михаил Федотов называет его юридическим чудом. Много раз переписываемый, в изначальной форме противоречивый, как сама эпоха, закон о СМИ пробудил к жизни «Новую газету» и «Эхо Москвы», дал возможность иностранным изданиям распространять русскоязычные версии на территории России.
Журналистика – особая сфера человеческой жизнедеятельности. Это одновременно и коммерческое предприятие, и творческая студия, и интеллектуальная собственность. Закон «О СМИ» позволил выделить в самостоятельную юридическую группу медиапространство, сделав его работников и продукт самостоятельными и защищёнными законодательством.
Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ