top of page

ИСТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ (БЕЗ ТЩЕСЛАВНОГО ЖЕЛАНИЯ ВОЗБУДИТЬ УЧАСТИЕ ИЛИ УДИВЛЕНИЕ)


Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М. Достоевский


Время беспощадно уничтожает последние следы жизни талантливого критика. Воспоминания о нём теперь как эхо, как отголосок в нашем сознании, в нашей памяти, в нашем сердце.


Сейчас мало кто ответит на вопрос: «Кто был главным достоевистом?» В большинстве случаев это не их вина, ведь о Юрии Селезнёве не говорят на телевидении, радио, не преподают в большинстве школ, вузов. Лишь в определённых кругах Юрия Ивановича кто-то знал лично, был его другом, учеником, кто-то хорошо знаком с его творчеством. Достаточно включить Селезнёва в учебную программу, и ситуация начнёт меняться: школьники со студентами узнают, кто был одним из лучших критиков 70-80-х годов, чьи работы и тогда, и сейчас вызывают восхищение или отчуждение, жаркие споры, которым нет конца.


О Юрии Селезнёве я слышала и раньше, но сейчас даже не вспомню от кого. Так совпало, что я решила окунуться в творчество Фёдора Михайловича Достоевского, и в это время нам читали лекции о Юрии Ивановиче и его работах. Меня заинтересовала эта личность, но, к моему сожалению и позору онлайн-библиотек, книжных магазинов, информации о нём ничтожно мало.


В студенчестве критик начинает серьёзно изучать творчество великого классика. «Когда Юрий Селезнёв заявил о своём желании писать дипломную работу о Достоевском, то последовал примечательный комментарий преподавателя: «Юра, что вы, о Достоевском пишут только евреи» [1]. Однако Селезнёва это не остановило. В 1970 году он решается поехать в Москву, где случайно знакомится с Вадимом Кожиновым. Нельзя оценить, какое влияние оказала эта встреча на судьбу критика, – она буквально перевернула его будущее. Но ничто из этого нельзя сравнить с ролью Достоевского в научной жизни Селезнёва, любовь к нему он пронёс через всю свою жизнь. «Достоевский был судьбой Селезнёва, мощнейшим его жизненным притяжением, воздухом его духовного роста. Мне не приходилось встречать в нашей литературной среде писателя, на которого бы так глубоко действовала личность человека, о котором он пишет» [2].


Главный труд Юрия Селезнёва – книга «Достоевский». Это биографическое произведение о классике, вышедшее в серии «Жизнь замечательных людей». Автор показывает жизненный путь Фёдора Михайловича, полный суровых испытаний. Главные животрепещущие вопросы: ориентирование на запад или самобытный путь России, религиозность или атеизм, либерализм или крепкое государство. Книгу можно считать актуальной и сегодня. Вышеперечисленные вопросы волнуют людей и по сей день. Селезнёв показал, что Достоевский пророчески всё разрешил на художественном, публицистическом уровне.


Юрий Иванович был человеком многогранным. «Независимость и смелость суждений – одно из главных качеств Селезнёва» [3]. На протяжении недолгой жизни в своих произведениях он успел затронуть многие темы, но один из главных мотивов, который прослеживался и в нём, и в его рукописях, – патриотизм. Олег Платонов писал: «Селезнёв стал одним из духовных вождей русского национального возрождения, авторитет которого был высок и непререкаем, и боевая напористость притягивала к нему сотни русских патриотов» [4, с.162].


Ошибочно утверждать, что критик занимался только творчеством Достоевского. Он занимался и изучением творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, собирался написать об этом книгу, но не успел… Однако его идея нашла своё продолжение в фильме Николая Бурляева «Лермонтов». Последней книгой по праву нужно считать книгу «Глазами народа», которая была издана спустя два года после смерти Селезнёва.


Юрий Иванович отлично разбирался в литературе, да и в культуре вообще. Об этом рассказывает Валерий Сергеев: «Прекрасно знавший русскую, да и не только русскую литературу, серьёзный специалист по Достоевскому, он чувствовал себя «дома» и во многих других областях культуры. Люди, близко с ним общавшиеся, помнят о его обширных, иногда неожиданных познаниях в области русской истории, фольклора, о его интересе к старой и новой живописи, музыке, к отдельным проблемам археологии, лингвистике» [5]. Уже в студенческие годы он отличался от своих сверстников более глубоким и разборчивым взглядом на вещи, мог вступить в равный спор с преподавателем. В своём выступлении на «Селезнёвских чтениях» Сергей Куняев с восторгом рассказывал: «В споре он не оставлял от человека ничего. Селезнёв оставался внутренне мягким, как бы приглашая к разговору».


Читая воспоминания о Юрии Ивановиче, у меня даже не получается вообразить себе этого человека, ни внешне, ни внутреннее. Его соратники вспоминали: «Он был похож на воина, на витязя Древней Руси. Высокий, подтянутый, со слегка откинутой назад головой, обрамлённой густой кудрявой волной волос и аккуратной острой бородкой. А главное – глаза! Удивительно ясные, чуть прикрытые, устремлённые вдаль. Ни дать, ни взять – витязь в дозоре, озирающий рубежи родной земли». Именно таким он и должен оставаться, русским витязем, нетронутым временем.


Виктор Лихоносов так трогательно пишет: «Я молчал, никому не признавался, что все двадцать лет горюю в Краснодаре без Селезнёва». Сейчас Юрий Иванович живёт в людях, которые его знали, знакомы с его творчеством. Мало в ком из нынешнего поколения живёт память о нём, может быть, он уже не будет жить в будущем поколении. Наше время – время трагедий непрочитанных книг. Первостепенная задача сделать так, чтобы этого не случилось, чтобы такие люди как Юрий Селезнёв, Виктор Лихоносов, Валентин Распутин были живы всегда в нашей памяти!


История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

М.Ю. Лермонтов


Автор: Виктория БЕРЕЖНАЯ

Источники

1. Павлов Ю. Опередивший время // «Литературная Россия». – 2009. – № 2-3.

2. Лощиц Ю. И поймёшь иную жизнь… // Ф. Достоевский – М., 1997.

3. Павлов Ю. Юрий Селезнев: русский витязь на третьей мировой (электронный ресурс).

4. Платонов О. История русского народа в ХХ веке. Том 2/ О.А. Платонов – М.: Родник, 1997.

5. Сергеев В. Сердечный поклон / В. Сергеев // В кн. Селезнёв Ю. Память созидающая – Краснодар, 1997.

6. Селезнёв Ю. Достоевский/ Ю.И. Селезнёв – М.: Молодая гвардия, 1981.

bottom of page