top of page

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ


Поиски русской национальной идеи не прекращаются и по сей день. Наблюдая за развитием русской философской мысли, мы можем увидеть различные мнения относительного этого вопроса. Национальная идея – это программа, по которой должен развиваться народ. Она становится целью, к которой (в идеале) стремится каждый. Она объединяет всех без исключения. Проникает во всё, что связно с жизнью народа, в его душу, историю, характер, проявляется в традициях. Всё устремлено на реализацию идеи. Она – как звезда, указующая путь. Она – центр притяжения, судьба и крест народа. Философ Иван Ильин писал так: «Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чём он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия — во всём: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше» [И.А. Ильин: «О русском национализме. Что сулит миру расчленение России». – С.96].


В современной России на государственном уровне не утверждена никакая идея. Но мы можем видеть, что негласно реализуются принципы либерализма и индивидуализма. У всех свои цели, люди разобщены, нет связующей их мечты.


Постепенно деградируют нравственные идеалы общества. Эта идеология универсальна, она появляется везде, где забывают о своей собственной идее. Михаил Кильдяшов в статье «Подножие престола Господня» пишет: «...Там, где человек отторгает Бога, всегда находится место сатане» [газета «Завтра». – 2014. – №32]. В итоге нет одной цели, к которой мы все стремимся. Наше общество – словно человек, попавший на незнакомую территорию без карты. Мы просто движемся, блуждаем в неизвестном направлении. Есть, конечно, варианты цели: например, наша задача сделать Россию богатой, развить экономику, добиться лидерства, но всё это не может претендовать на статус русской национальной идеи. Её нужно понимать в связи с православием и нашей мессианской задачей.


Важно отметить, что идея всегда существует в том или ином виде. Либо мы реализуем свою идею, которая подходит только нам, стремимся к ней, прогрессируем; либо мы не выбираем никакой идеи и регрессируем. Отсутствие цели опасно для русского человека. Протоиерей Евгений Соколов в одном из своих интервью говорит: «Пьянство, разврат, наркомания – это протест русской души против бессмысленности бытия. Русский человек должен знать, ради чего он живёт. Запад может жить ради хлеба и зрелищ, а русская душа не может (Это идёт в разрез с основами духовного строя русского человека – прим. Х.Т.). Народ протестует таким страшным, бездуховным существованием, поскольку ему не дают выполнить национальную идею» [Протоиерей Евгений Соколов, «А вы почему молчите? Вы же Богу служите…»].


Философ Иван Ильин убеждён, что русская идея – это идея созерцающего сердца. В своём труде «Русская идея» он пишет: «Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо… Без любви – он или лениво прозябает или склоняется ко вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою» [И.А. Ильин: «О русском национализме. Что сулит миру расчленение России». – С.98]. У каждого народа есть свои духовные особенности и с ними необходимо считаться. Русская идея должна гармонировать с этими качествами и вытекать из них.


Изучая данный вопрос, я столкнулась с массовым заблуждением, что идею можно придумать. Общественный деятель Николай Стариков говорит, что русская национальная идея – это справедливость. Александр Дугин, размышляя на эту тему, приходит к мысли, что наша задача – «захватить Европу», то есть принять её под свой протекторат. На радио «Финам.FM» в программе «Искусство возможного» Юлий Нисневич, доктор политических наук, высказывает мнение, что наша цель – побороть коррупцию. Публицист Александр Невзоров считает, что русская национальная идея – «догнать и перегнать Америку по числу нобелевских лауреатов». Есть также мнение, что наша задача – это созидание империи и объединение народов, сохраняя их идентичность. Некоторые из этих версий абсурдны, другие более приближены к правильному ответу. Но многие забывают простую истину, как писал Владимир Соловьёв: «Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [Соловьёв В.С. Сочинения в двух томах: Том 2: Чтения о богочеловечестве. «Русская идея». – С. 220]. Национальная идея одна. Она даётся раз и навсегда. Её нельзя поменять. Архимадрит Пётр (Кучер) говорит: «Сейчас создано много разных партий, люди ищут идеологию. Но идеология нам дана с сотворением человека, И обновил эту идеологию Господь Иисус Христос две тысячи лет назад. Партия уже основана, и основана самим Господом Богом. Она называется христианство, церковь». Идея – это задача, которую Бог возложил на ту или иную нацию. На мой взгляд, наша идея воплощена в завете: «Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение». Эта идея может показаться обычной или простой, но на самом деле она включает в себя множество аспектов.


Один из первых представителей старших славянофилов Алексей Степанович Хомяков в основе своей философии утвердил подход к различным явлениям с точки зрения христианства и веры. Прежде чем говорить о его понимании русской национальной идеи необходимо выяснить значимые мысли и воззрения на церковь, православие.


Т.И. Благоева в книге «Родоначальники славянофильства...» пишет: «В основе православной философии славянофилов лежит идея цельности личности и идея соборности, идея возрождения церкви (идеальной апостольской Церкви первых веков христианства), проникновение церковных начал в жизнь каждого индивида и общества в целом». Вышеперечисленные тезисы являются базовыми в понимании воззрений славянофилов.


Протоиерей Василий Зеньковский пишет: «...В Церкви он видел полноту истины, в Церкви видел источник того Света, который освещает нам и все тварное бытие... В самом внутреннем мире Хомякова приоритет принадлежал именно вере, которая не была для него «объектом» мысли, «предметом» обсуждения, а была основной первореальностью в его духовном мире» [Алексей Хомяков: Всемирная задача России. – С.6]. Хомяков считает, что в церкви нет места принуждению, там всё должно происходить по собственной воле. Церковь объединяет всех её членов. «Каждый человек, – пишет Хомяков, – находит в Церкви самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе духовного единения с братьями, со Спасителем. Он находит в ней себя в своём совершенстве или, точнее, находит в ней то, что совершенного в нём самом». Внешнее единство реализуется в осуществлении таинств, а внутреннее же единство есть единство духа. Выше всего, по мнению Хомякова, любовь и единение. Каждый из членов церкви молится о других, и молитва является выражением любви – это не просто обряд, внешнее действие, а искреннее выражение любви к окружающим. Принципы единения и любви, на мой взгляд, являются основополагающими.


Возвращаясь к теме национальной идеи, можно прийти к выводу, что она выражается в тезисе «Церковь есть единство в свободе по закону любви». Хомяков этим говорит, что в церкви все свободны, но эта свобода соединена с любовью, поскольку исходит из Церкви. Следовательно, любовь не позволит свободе перерасти во вседозволенность. Этот принцип провозглашает единство общества, свободного и любящего. В таком обществе царит справедливость. Реализовывая этот принцип в жизни, мы на деле показываем сущность православия. Видя эту справедливость, народы сами потянутся к нам и приобщатся к нашей вере. Так будет выполнена мессианская задача. Не надо устраивать крестовые походы и насильно навязывать свою религию – это противно православию, нам нужно на практике показать и осуществить в своём обществе принципы христианства.


Хомяков считал, что у России особый путь. Он писал: «История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения – история даёт ей право на это за всесторонность и полноту её начал». Задача России – распространить свою веру, нести православие в мир и этим помогать ему встать на путь исправления и спасения. Хомяков такой видит русскую национальную идею.


Тема русской идеи будет актуальна всегда, пока существует русская нация. Нужно отметить, что провозглашение на государственном уровне идеи поможет нам развиваться. Поскольку когда есть цель, все поставленные задачи должны ей соответствовать. Сейчас же какая-либо государственная инициатива – это просто действие. Принятие какого-либо решение не продиктовано общей концепцией развития. Чиновник, обладающий полномочиями, просто делает то, что считает нужным. Не представляется возможным как-то остановить эту инициативу. Но если государство провозгласило национальную идею, то любое действие можно расценить как способствующее развитию идеи и не способствующее. Следовательно, действие можно оценивать; если оно приносит вред, пресекать его. Провозглашение идеи, установление идеологии помогает избавиться от произвола и субъективных действий со стороны власти.


Представление о сущности национальной идеи понимается по-разному. Кто-то говорит, что призвание России – объединять народы, другие же говорят, что она должна усиливать роль христианства, воплощать идею справедливости. На мой взгляд, национальная идея выражается в завете «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение». Хранить веру православную означает осуществлять с помощью церкви «единство в свободе по закону любви». Следовательно, реализуя этот принцип, мы воплощаем справедливость и идею соборности. Мы созидаем истинную православную церковь и своим примером утверждаем православие. Видя же такое общество, другие народы потянутся к нам, и в этом осуществится миссия России объединить народы.


Логично задуматься о возможности осуществления этой идеи. Христианство – это религия, которая говорит, что будет апокалипсис, придёт антихрист и, видимо, христианство будет повержено. Христиане либо примут антихриста, либо умрут за Христа.


В том числе и культурная ситуация в мире развивается по принципу «чем дальше, тем хуже». Но сейчас мы видим существенные предпосылки к изменению нынешнего мирового устройства. Возможно, грядущие перемены повлекут за собой то, что вдохновит и одушевит это мёртвое тело. Да, мы знаем, что будет апокалипсис, но мы не знаем, будет ли он завтра или через сто лет. Поэтому отказаться от этой идеи мы не можем. Юрий Селезнёв писал: «...Право, как известно, всегда определяет соответствующую меру ответственности. Нашей ответственности, а следовательно и лично каждого из нас, за судьбу нашей Родины в целом и, в частности, за её культурный, идейно-нравственный духовный облик» [Ю.И. Селезнёв: «Память созидающая». – С.19]. Следовательно, будущее зависит от нашего выбора и от наших действий. Мы несём ответственность за будущее нашей Родины.


Автор: Христина ТРЕТЬЯКОВА

Comments


bottom of page