В современном культурном пространстве литературная критика занимает незначительное место среди других направлений искусства и редко выступает в качестве раздела предметной области в школах и вузах, тождественно литературе и искусствоведению. В чём же причина?
Обратимся к определению термина «литературная критика». Это направление, являющееся областью литературного творчества на грани искусства и занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности и личных взглядов критика; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс и на формирование общественного сознания; опирается на историю и теорию литературы, этику, эстетику, философию. Она тесно связана со смежными науками – историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией [2, с. 265]. Именно поэтому литературная критика – уникальная наука, которая требует пристального внимания не только профессионалов, но и читателей.
У критического жанра есть несколько распространённых болезней: субъективизм, догматизм, стереотипизация, отсутствие серьёзной современной критической школы, неосведомлённость читателей-любителей о сущности искусства критики. Все эти «недомогания» мешают становлению критики как самодостаточной науки. Задача современных специалистов этой области искусства – помочь социуму и, в особенности, молодому поколению понять, насколько важно для развития читательской культуры уметь правильно оценивать литературные произведения и видеть в них больше, чем просто логичную цепочку повествования, порождающую определённые ассоциации.
По мнению литературоведа А.Н. Архангельского, литературная критика помогает не только развивать оценочное, рассудительное мышление, но и влияет на литературное направление своего времени. Обращаясь к читателю, критик с помощью своего видения вовлекает его в живой процесс переосмысления произведения, воскрешает прежние впечатления и даёт возможность заново пережить прочитанное, но на новом уровне понимания. Поэтому критик должен нести в себе качества, близкие самому искусству [1, с. 37]. И овладеть этим искусством на совершенном уровне очень сложно.
Именно критическая оценка литературы профессионалами, их аргументированные рассуждения, ум и здравый смысл могут способствовать тому, чтобы молодёжь более точно понимала художественные произведения, вырабатывала собственную точку зрения на прочитанное и с помощью этого читала больше качественной литературы.
В Краснодарском государственном университете культуры и искусств в 2014 году в рамках дисциплины «Современная литература» был проведён соцопрос среди учащихся второго и третьего курса. Цель исследования: узнать, знакомы ли студенты с представителями отечественной литературной критики. Результат одиозный – только 25% учащихся смогли назвать больше двух фамилий, 30% опрошенных не вспомнили ни одного имени. Любопытно, что несколько раз звучала фамилия критика Латунского из легендарного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где данный персонаж вызывает исключительно негативные ассоциации, подтверждая архаичный стереотип о двуличности и бесталанности критиков.
Чтобы объективно рассуждать о литературе, уметь быстро и качественно оценивать каждое произведение и не превращать критику в обмен мнениями и пустую полемику, помимо знаний и опыта необходимо иметь профессиональное чутье, интеллект и талант. Всеми этими качествами в полной мере обладал Ю.И. Селезнёв.
В своём произведении «Слово живое и мёртвое»» известный критик писал: «Подлинное назначение критики – быть политикой, идеологией, философией посредством самой литературы, которая и есть для критики воплощённые в художественном образе национальные, государственные, общемировые, духовные, общественные, идеологические процессы, конфликты, проблемы эпохи» [5, с. 36]. Юрий Селезнёв – пример критика с собственным мнением, умением заразить общество глубокими взглядами, влиять на мир, литературу и людей, её вторящих. Селезнёв чётко видел больные места общества и неизменно акцентировал на них внимание, призывая к переменам и борьбе.
«Возрождение и потребительство – два резко противоположных отношения к культуре. Задача истинной критики – воспитывать в обществе сознание возрождения и бороться с психологией потребительства. Задача – мироотношенческая, идеологическая. Ответственнейшая» [6, с. 59], – мысль, которая является основной в публикации «Глазами народа: Размышления о народности русской литературы».
На сегодняшний день становится ясно, что общество в последние пятнадцать лет апеллирует к «утилитарно-иждивенческому» окружению, а точнее – к эпохе повсеместного «паразитарного разрушительства» и потребительского отношения к миру. И совершенно очевидно, что в таких условиях литературная критика, о предназначении которой так страстно писал Юрий Селезнёв, перестала выполнять функцию «быть политикой, идеологией, философией», которую выполняла в отечественной словесности на протяжении двух последних столетий. Она теперь выступает только в качестве банального комментирования текстов [4]. Можно даже выдвинуть утверждение, что критический жанр словно бы перестал существовать, и не является случайностью то, что его лучшие представители XX века уходили в другие направления литературной деятельности. Примеры такой деградации отрицательно влияют на молодых специалистов, которые стоят в начале профессионального пути и им ещё только предстоит изменять критический жанр и адаптировать его под новое информационное пространство.
Современный критический жанр испытывает кризис инновационных идей и ярких мнений. Неизменная самоуверенность и оригинальность Селезнёва исходила из досконального знания предмета, о котором он вёл речь, и любви к русской литературе, в которой он видел вслед за Горьким «лучшее, что создано нами» и сильнейшую воспитательницу человека:
«Русская литература, будучи действительно силой формирования нашего национального самосознания, утвердила в качестве такого «другого лица», интересам которого могут и должны быть подчинены индивидуальные интересы, – народ, и тем самым утвердила и народ как лицо, и выработала же и новый тип индивидуальной личности, способной и готовой на самопожертвование во имя народа» [7, с. 101].
И образ жизни критика, и его убеждения в полной мере соответствуют тому, чтобы стать инструкцией к эффективному и глубокому изучению мира литературы и примером настоящего профессионала, влюблённого в своё дело.
Литературная критика будущего будет способна формировать интеллектуальное пространство, что предполагает взаимный диалог не только с определённым автором или произведением, но и с историей литературы и историей Отечества. В этом и заключается её важнейшая социальная функция – в новом взгляде на теоретические и исторические предпосылки, которые лежат в основе основополагающих суждений. В этом будущем нигилизируется разделение процесса на критику и литературную журналистику, и критический жанр получит широкое освещение и распространение. И самое важное изменение: критика в литературе и в искусстве будет влиять на культурный климат всей нации.
Было бы оправданным включение литературной критики в качестве дополнительных уроков литературы и курсов для студентов, получающих высшее образование гуманитарного уклона. Именно изучение данного направления поможет учащимся более глубоко осознавать процессы и тенденции литературной вселенной и, используя опыт гениев и истинных творцов критики, создавать собственное направление, возможно даже, стать во главе нового книжного века.
Страстное завещание-утверждение Юрия Селезнёва – «Личность начинается не с самоутверждения, но – с самоотдачи, с самоограничения, с самопожертвования ради другого. Но в том-то и «диалектика»: через такого рода отречения, через отказ от индивидуалистического эгоцентрического «я» человек из индивидуума перерождается в личность» [3] – подтверждает, что если прислушаться к мнению профессионалов, следовать советам и страстно любить своё дело, можно не только достигнуть профессиональных достижений, но и поднять отечественную критическую науку на новый, совершенный уровень.
Библиографический список:
1. Архангельский А.Н. У парадного подъезда. Литературные и культурные ситуации периода гласности / А.Н. Архангельский, – М. : Советский писатель, 1991. – 203 с.
2. Книговедение: Энциклопедический словарь / ред. Н.М.Сикорский и др. – Москва: Сов. энциклопедия, 2012. – 664 с.
3. Огрызко В.И. Вечный бой: Юрий Селезнёв [Электронный ресурс] // Литературная Россия. – 2013. – URL: http://www.litrossia.ru/2013/23/08071.html (дата обращения: 02.10.2014).
4. Павлов Ю. Юрий Селезнёв: русский витязь на третьей мировой [Электронный ресурс] // ГЛФР. – 2008. – URL: http://glfr.ru/biblioteka/jurij-pavlov/jurij-seleznjov-russkij-vitjaz-na-tretej-mirovoj.html (дата обращения: 02.10.2014).
5. Селезнёв Ю.И. Слово живое и мертвое / Ю.И. Селезнёв // Златая цепь. – М. : Современник, 1985. – 204 с.
6. Селезнёв Ю.И. Глазами народа: Размышления о народности русской литературы / Ю.И. Селезнёв. – М. : Современник, 1986. – 423 с.
7. Селезнёв Ю.И. Златая цепь или опыт путешествия к первоистокам народной памяти / Ю.И. Селезнёв. – Краснодар : Книга, 1987. – 262 с.
Автор: А.А. КОВАЛЕЦ
コメント