top of page

«ПОДНИМАЕТСЯ ДЫБОМ БУМАГА…»


К ЮБИЛЕЮ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА

В феврале Юрию Поликарповичу Кузнецову исполнилось бы 75 лет, но известный поэт ушёл из жизни в 2003 году, оставив нам свои стихи, благодаря которым мы всё ещё можем поговорить с ним.


В день рождения поэта не было широких празднований или концертов, не показывали фильмов или ток-шоу, но это не делает Кузнецова менее значимым. Напротив, он становится в один ряд с теми великими людьми, о которых молчат.


Но, надо признать, молчат не все. Так, например, «Литературная Газета» не забыла о дне рождения Юрия Поликарповича. В одном из февральских номеров редакция опубликовала статью и стихотворение «Поэт». Каково же было моё удивление, когда в электронной версии я прочла следующие комментарии под стихотворением: «Не понимаю такие "стихи". Что ни строчка – известные российские иронисты могут написать пародию» (Николай Денисов (11.02.2016)); «Искренняя поза пиитической значимости. Это как теле КВН всё насылает свою значимость, без толку изнашивая сатирический юмор. Затупляя искусство памфлетов и фельетонов, вульгаризируя "очистительный смех"» (Лев Николаевич Игошин (11.02.2016)).


Думаю, что оба, уж извините, «эксперта» в поэтическом творчестве, не совсем поняли в произведении смысл, который хотел донести Юрий Кузнецов, соответственно, и нападки их не имеют смысла. А сравнение с КВН и вовсе считаю неуместным, как по отношению к поэту, так и по отношению к игрокам клуба. Надо быть полным нулём, чтобы сравнивать божий дар с яичницей.


Из всей этой ситуации, на мой взгляд, вытекает один, крайне важный, вопрос: почему же поэт не был понят? Мне слабо верится, что постичь смысл произведений Кузнецова так сложно. Стихи этого поэта просты для понимания – в них говорится о том, что у каждого человека в душе. Предлагаю вам вместе со мной пройтись по извилистым тропам поэзии Юрия Кузнецова.


Пожалуй, самыми пронзительными, искренними и сильными произведениями Юрия Поликарповича можно считать стихи о Великой Отечественной войне. Ведь поэт является ребёнком войны; его детские годы прошли совсем не по-детски, и страшное слово «война» приравнялось к страху, смерти и горю, оставив мальчика без отца. На этой почве и рождались самые животрепещущие строки, например, такие как:


Что на могиле мне твоей сказать? Что не имел ты права умирать? Оставил нас одних на целом свете, Взгляни на мать – она сплошной рубец. Такую рану видит даже ветер, На эту боль нет старости, отец! («Отцу», 1969 г.)


В этом стихотворении, несмотря на кажущийся укор отцу, больше проецируется безмерная тоска, необходимость в его присутствии. К тому же, поэт выделяет и мать, которую, как видно из творческой реализации, превозносит, которой сочувствует и жалеет. Подобный крик души читается и в другом произведении:

Шёл отец, шёл отец невредим Через минное поле. Превратился в клубящийся дым — Ни могилы, ни боли… («Возвращение», 1972 г.)


Пожалуй, очень простые строки, но в них ощущаются безысходность горя, глубина раны и отчаяние.


Невозможно остаться равнодушным к творчеству Кузнецова после прочтения стихов о родине, русской душе, прекрасной природе и, конечно, Боге.

Бывает у русского в жизни Такая минута, когда Раздумье его об отчизне Сияет в душе, как звезда. Ну как мне тогда не заплакать На каждый зелёный листок! Душа, ты рванёшься на запад, А сердце пойдёт на восток... ( «Бывает у русского в жизни» 1974 г.)


Уж не знаю, как в таких строках, полных любви к Родине, патриотизма и широты мысли можно углядеть «позу пиитической значимости», хотя, наверное, авторы комментариев навряд ли знакомы с творчеством Юрия Кузнецова так же глубоко, как авторы «ЛГ» или Сергей Куняев, автор лучшей публикации к 75-летию Юрия Кузнецова, или другие культурные люди. Тем не менее, этот пробел в знании существует не только у них, а, к сожалению, у многих. Любовь к отчизне сегодня не у всех «сияет в душе, как звезда», может, именно оттого, что они не прочитали в своё время стихи Кузнецова, после которых уже сложно отказаться от тёплых чувств к родной земле.


Что ты, что ты узнал о родимом просторе, Чтобы так равнодушно смотреть? («Выходя на дорогу…» 1975 г.)


А эти строки не звучат ли для нас прямым укором, хоть и написаны более 40 лет назад? Ведь и сейчас так много равнодушных взглядов, осуждающих фраз и надменных сравнений с превосходной Европой. Но Юрий Поликарпович указал на ответ, рассказал, как излечить дурную хворь недовольства:

Полюбите живого Христа, Что ходил по росе И сидел у ночного костра, Освещённый, как все… («Полюбите живого Христа» 2001 г.)


Как и многие другие мудрые творцы, Кузнецов обращает внимание своего читателя на самый главный духовный ориентир: он указывает на то, что, как говорится, находится у нас под носом, – на веру. Веру в Бога, которая вроде бы всегда где-то рядом, но на которую многие старательно не обращают внимания. А ведь именно во Христе поэт видит спасение души человека, народа и страны.


Так значит, есть и вера и свобода, Раз молится святая простота. О возвращенье блудного народа В объятия распятого Христа.

(«Голубь», 1988 г.)


Проникновенные строки вновь полны истины: спасение нашего народа, заблудившегося на тропе собственной жизни и истории, видится там, где его ждут «объятия распятого Христа». Так отчего ж мы не идём к нему? Пока не понятно: может, не все осознали необходимость этого пути, а может, у кого-то другие виды на наш народ. Но мы не вернёмся на правильную дорогу до тех пор, пока будут замалчиваться стихи таких поэтов, как Юрий Кузнецов, Николай Рубцов. Пока мы будем обходить стороной таких прозаиков, как Василий Белов, Вацлав Михальский и других, чьи имена за редким исключением не упоминаются в СМИ, о чьём существовании не знают многие люди, среди которых и те, кто считает себя образованным, культурным. Конечно, я не прошу забыть о классиках русской литературы, ведь без них не было бы тех, о ком пишу. Но имеем ли мы право практически выбрасывать из истории такие имена? Конечно, нет. Произведения и мысли этих писателей способны вернуть людям веру в Бога, подарить надежду, сохранить память о великом, полюбить Россию, незадымлённую посторонними отравами. И, уж конечно, не надо искать в великом глупого пафоса. Потому и закончу свою статью строками Юрия Кузнецова, которые так не понравились некоторым читателям «Литературной газеты». А уж достойны ли эти стихи вечности, решайте сами.

Спор держу ли в родимом краю,

С верной женщиной жизнь вспоминаю

Или думаю думу свою –

Слышу свист, а откуда – не знаю.

Соловей ли разбойник свистит,

Щель меж звёзд иль продрогший бродяга?

На столе у меня шелестит,

Поднимается дыбом бумага...


Автор: Анастасия МАНУКЯН

Фото: Христина ТРЕТЬЯКОВА

bottom of page