top of page

ЧТО СНИТСЯ СОБАКЕ?


И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

С.А. Есенин

Ранняя осень. Палящее солнце, от которого не укрыться. Люди, зажмурившись или опустив глаза, спешат по своим делам. Равнодушно ко всему вокруг. Остановись бы хоть один и подумай, посмотри на картину рядом! Но нет. Торопятся все, проходят мимо. В том числе и я. А в нескольких метрах от многолюдной тропинки мирно спит семейство бродячих собак. Греется на солнышке. И, кажется, нет более беззащитных и миролюбивых созданий. Интересно, какие грёзы в этот момент посещают их? Может, видится что-то во сне? Чувствуется?..


Совсем другая сцена предстаёт вечером: свора бездомных псов отпугивает прохожих лаем и резкими движениями. Приходится обходить животных, опасаясь агрессии. Подумать о незавидной участи бродячих собак, как и утром, не возникает особого желания.


Подобная ситуация регулярно происходила на Дмитриевской Дамбе до недавнего отстрела собак. Те, кто хорошо знает эту местность, уверенно скажут, что бродячих псов здесь было слишком много, и это большая проблема, требовавшая решения. Но путей решения в современных реалиях, увы, немного. Был выбран не самый гуманный, но (здесь можно начать обвинять автора в жестокости) самый эффективный способ — отстрел.


Публичная казнь

Подробности истории, так всколыхнвушей общественность, известны, кажется, уже за пределами города. 14 февраля 2016 года около 10 часов утра в Краснодаре на пересечении улиц Горького и Дмитриевская Дамба двое сотрудников фирмы, специализирующейся на отлове животных, убили, по разным данным, от 14 до 40 безнадзорных и владельческих собак. В тот воскресный день здесь было много прохожих, причём с детьми. «Первое, что увидели люди, — как дворняга начала метаться по трамвайным путям, а через минуту упала замертво» («Кубань 24») . Как оказалось, отстрел производился с помощью дротиков, начинённых химическим веществом, от которого, по сведениям очевидцев, животное погибало в муках.


На мой взгляд, подавляющую роль в этом вопросе играет не то, что так рьяно обсуждается общественностью, — имя подрядчика, заключившего контракты с администрацией, условия, на которых он должен был работать, и нарушение этим лицом закона. Уже не раз было сказано, что убивать животных среди бела дня на глазах у детей недопустимо. Не раз говорили и о том, что безнадзорных четвероногих следует отправлять в приюты (которые и без того трещат по швам). Как много слов жалости и сочувствия было сказано и как мало пользы это принесло бродячим собакам! Не прозвучало лишь самое главное — как же решить проблему гуманно? Да-да, решить, а не фабриковать утопические планы из разряда «власть должна построить приюты, власть должна дать денег, власть должна решить все сама».


Позиция бросания слов на ветер, как мне кажется, хуже безразличия. «Неравнодушными» создано несколько петиций: в адрес президента, премьер-министра России, губернатора Краснодарского края и главы города Краснодара (подписали более шести тысяч человек) и в адрес руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю и главы города Краснодара (подписали более десяти тысяч человек). Так вот, внимающие мне небезучастные зоозащитники: если хотя бы часть из этой толпы взяла себе одного четвероногого с улицы, отмыла, стерилизовала, вылечила, о проблеме можно было бы забыть. Но пока гуманности нашего общества хватает лишь на призывы быть гуманнее.


Одна дома

А вот доброты этой женщины хватило на целый приют. Рабочий день Светланы Борисовны начинается чуть свет и продолжается до полуночи. Она уже несколько лет на пенсии, но её жизнь расписана по минутам: накормить, помыть, вылечить – надо распределить время так, чтобы никто из подопечных не был обделён вниманием. Женщина в одиночку содержит приют для животных. Около ста четвероногих и одна хозяйка.


Много говорить о жалости к животным она не привыкла. Этого и не надо. Вместо красивых и громких фраз здесь — поступки. Началась история приюта «Ева» с нескольких голодных собак и кошек, которых Светлана Борисовна приютила на своей даче. Необходимы были вольеры, корма. Денег не хватало. Женщина продала квартиру и переселилась к своим питомцам. Гуманности, кажется, не было меры, когда на восьми сотках земли расположились около восьмидесяти животных. В приют «Ева» попадают искалеченные собаки и кошки. Хозяйка практически без посторонней помощи выхаживает их и старается пристроить в хорошие руки.


Вот так выглядит истинная жалость к животным. Разве на такое способны те тысячи, что подписались против отстрела, но за гуманность? Нет. Это удел единиц.


Подобных домашних приютов у нас в крае немало, но почему-то все знают только о распиаренном «Краснодоге». В приюте Светланы Борисовны ситуация крайне плачевная. В группе приюта в одной из социальных сетей размещено объявление: «Приюту "Ева" сейчас очень тяжело! Нужна ваша помощь! Все очень сильно подорожало... Нужны препараты от блох для собак и кошек разного веса, нужен прививочный материал. Нужны корма для собак и кошек. Может, у кого есть выход на мясные производства, которые могут отдавать обрезь, кости и т.д. Нужна физическая помощь! Очень прошу помочь кто чем может... может, кто возьмет оплату стерилизации на себя? Репост пожалуйста! актуальный номер сберкарты 4276 3000 1865 3132».


Кстати, хозяйка поддержки так называемых «волонтёров» почти не ощущает. Чаще всего — единичная помощь, которая часто ограничивается игрой с животными. А много и таких «добровольцев», которые, взяв с улицы больного щенка, отвозят его в приют, ощущая себя при этом благородными рыцарями. И исчезают, вместо того чтобы навещать питомца. Лишь дополнительная ноша на плечи женщины.


Выходит, первый путь решения проблемы бездомных животных — приют — требует огромных вложений как со стороны государства, так и со стороны общества. Но готовы ли мы РЕГУЛЯРНО отправлять свои деньги для помощи братьям нашим меньшим? Увы, не каждый ответит положительно. А в государственном бюджете есть и более приоритетные направления для финансирования, хотя средства все же выделяются.

А где-то там…

Часто в дискуссиях о проблеме бездомных животных фигурирует опыт других стран. И действительно, во многих государствах этой проблемы нет. Все держится под строгим контролем настолько, что человека, покусанного бродячей собакой, днём с огнём не сыщешь. В таких странах, как Германия, Франция, Австрия, Швеция, ответственность несут те, которые приручили. При покупке животного хозяевам полагается заплатить крупный налог: за первую собаку — 150 евро, за вторую — 300. Если пёс бойцовый, раскошелиться придется на 650 евро. Обязательно также получить страховку от нападения и справку о безопасности питомца. Значительно сумма налога снижается, если четвероногих стерилизуют.


Во многих странах действует также строгая система штрафов. В Италии беспечный владелец собаки, оказавшейся на улице, сядет в тюрьму на год. В Германии, как и во многих странах Европы, хозяин, выбросивший собаку, обязан заплатить от 25 тысяч евро. Помимо этого в Европе категорически запрещено разведение собак частными лицами. Интересно, сколько россиян бы устояло от приобретения собаки, вникнув в столь суровые дебри ответственности?


После отлова бездомных собак их помещают в приют. Там они находятся определённое время. Если по истечении этого срока животное не заберут, его безболезненно усыпляют. «Крупнейшие зоозащитные организации (Всемирное общество защиты животных, HSUS и PETA в США) считают, что усыпить животное более гуманно, чем бросить его на улице и обречь на раннюю и жестокую смерть» (www.the-village.ru). Да и с приютами за рубежом более радужная ситуация, чем в России. Но там они эффективны потому, что количество собак на улицах не измеряется сотнями тысяч. Каждый приют не может вместить более 200 собак.


Серьёзно европейцы подходят и к тем, кто решит взять животных из приюта. Это практически так же сложно сделать, как усыновить ребёнка. На пути у новоиспеченных хозяев горы формальностей. Всё нацелено на то, чтобы человек понимал ответственность, которая на него возлагается.


Такая обстановка в европейских странах, конечно, вопрос не одного дня, а плоды многолетней государственной политики. В России же пока нет единого законодательства на этот счёт. В 26-й статье закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» говорится, что органы местного самоуправления, городского, сельского поселения, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района имеют право организовывать отлов бродячих животных, обитающий на территории конкретного округа или района.


Кто кого?

Несколько слов хочется сказать и о том, какую угрозу несут бездомные собаки. Приведу статистику Центра правовой защиты (www.animalsprotectiontribune.ru/): с 2001 по 2012 год в России собаки — в основном бродячие — загрызли 391 человека. По три человека в месяц, по 35 в год. Еще около 200 человек умерло от бешенства. Но даже если собака не переносит это заболевание, она может быть агрессивна. Предвидеть это невозможно.


Конечно, можно было бы говорить о важности правильного воспитания детей. О том, что надо научить ребёнка любить окружающий мир, быть добрым, отвечать за тех, кого приручил. Конечно, это необходимо делать. Но только параллельно с решительными мерами. И возвращаясь к ситуации на Дмитриевской Дамбе, хочу привести пример того, как жители ближайших домов реагировали на отстрел собак. В студию телеканала «Кубань 24» во время прямого эфира ток-шоу «Через край» позвонила женщина, которая благодарила тех, кто избавил их район от своры собак, и тем самым, возможно, спас кого-то от нападения животного.


Так что же снится собаке? Очевидно, тёплый кров, сытный ужин и главное — верный и заботливый хозяин рядом. Но никак не промозглая улица, мизерные объедки и человек с ружьём. Никак не реалии нашего времени, в которых, увы, нет места для гуманности.


Автор: Диана ПЕСТОВА

Фото: Диана ПЕСТОВА


bottom of page