top of page

ПО СЛЕДАМ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


Уже давно в Краснодаре наметилась тенденция растущего интереса к поэтическим вечерам. Ещё пять-шесть лет назад можно было краем уха услышать о проведении какого-нибудь такого захудалого мероприятия, куда приходили лишь поэты, но не слушатели. Благодаря труду энтузиастов поэтические «сходки» стали явлением не только более частым, но и качественным. Я заинтересовался этим феноменом около двух лет назад, когда впервые познакомился на «Слове» (творческие семинары для людей пишущих) в «Дубраве» с видными молодыми поэтами Арсением Пламевым и Андреем Гетмановым. Их любовь к поэзии и пыл в работе заставили меня подняться на новый уровень и участвовать в каждом вечере, где это будет возможно.


Своей любовью к поэтическим вечерам я заразил друзей. В конце учебного дня мы маленькой командой отправились посетить один из наиболее успешных поэтических вечеров города – АТМАсферу. Решили разделиться. Алина-фотограф прибыла первой и уже начала делать снимки. Мы же с коллегой по творческому цеху петляли среди дворов и закоулков в поисках входа в некафе «Чил Ангарт». Дул пронизывающий северный ветер, и мы с Ивушкой (это прозвище давно закрепилось за Инной) продрогли до самых жилок. Когда спускались по железной рифлёной лестнице, душу согревало осознание того, что на вечере должен быть бесплатный фудкорт, а значит – горячий чай. Мы быстро внесли символическую плату за вход и бросили сумки на занятые Алиной места. Если вы впервые в «Чил Ангарте», то вас однозначно минут этак на пять украдут от суетливого мира клетки с кроликом и шиншиллами. Ивушка возилась с ними, пока я готовил на чай. До начала оставалось ещё пять минут. Это время мы провели, «залипая» на картину «Чёрный квадрат Малевича начал белеть». Ивушка видела в нём глубокий символизм и судьбу современной поэзии, я же – идиотизм постмодернистского настроения. А может, и наоборот.


Сигнал к началу вечера – мы возвращаемся на места.


На сцену вышел Алексей Кравцов, бессменный руководитель и организатор вечеров. После приветственного слова ведущий представил профессионального актёра Николая, который в конце встречи прочитает на заказ одно стихотворение любого автора.


По традиции, я читал свои стихотворения в конце встречи, – начал Алексей после сценической паузы, во время которой каждый «бывалый» вспомнил, что большинство до конца не досиживает. – В этот раз я хочу в начале. Вы не против, если изменим традицию?


Предложение вызвало одобрительный гул и крики с конца маленькой залы: «Давай, Лёша!» Алексей наклоняет голову, собираясь с мыслями, и начинает, заставляя залу замолчать.


– Если бы я сделал это, было бы «так, мол, и так».

Как же достала эта привычка,

Так обсуждаю каждый пустяк:

От покупки машины до закупки спичек.


В голове постоянно механизм в движении,

И она частенько у меня болит.

Требуется куча свободного времени, прежде

Чем мозг окончательно что-то решит.


Когда есть право выбора, это полный провал.

Я, как осёл буриданов, впадаю в дилемму,

Порождаю для каждого выбора новую схему.

Был бы я Нео, я бы просто стонал,

Решая непростую с таблетками теорему.


Нерешительность - очень страшная штука,

Колебания эти жизнь отравляют.

Научиться решать непростая наука,

Но в судьбе нереально она помогает.

Нерешительность часто творчество губит –

Nike утверждает: «не думай

Just do it!»


Мотивация. Стихотворение произвело эффект, на который, должно быть, и рассчитывал Алексей. Видно, как заробевшие в начале новички, не знакомые с атмосферой вечера, выпрямили осанку. В полумраке стало заметно больше улыбок, кое-кто подался вперёд. Обычно очерёдность выступления определяется желанием участника либо порядком записи в группе в «ВКонтакте». Но кто-то не пришёл, кто-то передумал. А потому твоя очередь – всегда сюрприз.


На сцену приглашают первого участника. Молодой поэт Сергей Евтушенко:


– Ночь собирается вновь, тают во тьме все звуки.

Мы не увидим снов, спасибо бессоннице-суке.

Теплый родной очаг нас не согреет ночью.

Кто-то из нас был не прав. Тот, кто поставил точку…


Поставленная речь, но непродуманные движения выдают маленький опыт публичных выступлений. Открывать вечер всегда тяжело. На тебя как бы давит осознание того, что ты первый – нельзя плошать. Я находился в списке выступающих, а потому постоянно думал, как бы не быть первым. Теперь от сердца отлегло, можно было продолжать наслаждаться уютом поэтической встречи. Дальше участники шли всё смелее, вставляя то приветственное слово, то целую речь. Некоторые начинали сразу с дела.


На вечере существует традиция обратной связи. В сущности, она позволяет говорить всё, что посчитаешь нужным по выступлению участника. Однако желательно придерживаться схемы «плюс-минус-плюс». Особенно, когда имеешь дело с начинающим поэтом – юные дарования столь ранимы. К этому правилу вскоре приходит каждый, кто выступал, потому что понимает, что на шквал безотчётной критики тебе ответят тем же.


Третий выступающий запомнился не столько своими произведениями, сколько обратной связью. Возможно, именно «зелёность» слога, обилие штампов и замкнутость на сцене вызвали такую бурную полемику в зале. Началось с того, что Алексей дал Даниле Азаренко пару советов, как держать себя на сцене: «Нужно быть открытым залу, не смыкая в замок рук». Замечания по стилю, строю стихов. Я вставил слово об архаизмах как нежелательном приёме в поэзии, обращаться с которым нужно аккуратно. Но настоящий успех, если можно так сказать, произвел комментарий Ивушки, коллеги по цеху.


В общем-то, мне нечего сказать о твоих стихах, потому что я не воспринимаю поэзию в принципе, – на этих словах наступила давящая тишина, замолк даже кондиционер. Затем произошёл просто взрыв смеха, обстановка разрядилась, можно было продолжать.


– Но у тебя там есть строчка: «Переживший запой мой убийца детей» – во втором стихотворении, которая меня потрясла. Потому что оно содержит в себе яркий образ, под которым угадывается пластичная история, которая для каждого человека создаёт реакцию собственных ассоциаций.


Некоторое время шло обсуждение уже не выступающего, а комментария к выступлению Данилы. Стоит отдать должное, слова и правда смелые, если учесть, что сказаны были в кругу поэтов.


Один из участников, которого я не могу не упомянуть – Илья Юрьевич Гонтмахер со своим «Гимном России». Читал он всего два объёмных произведения. Каждое из них было пропитано атмосферой минувших лет. Нотки типично советского патриотизма слагались в певучий мотив его поэзии и уносили мыслями в сознание и чувствования природы людей, родившихся и выросших в СССР. Если назвать главную черту поэзии Гонтмахера – это простота и искренность. В обратной связи звучали слова благодарности за поднятую тему. Как ни грустно об этом говорить, но сегодня в России слово «патриотизм» воспринимается как что-то смешное и вызывает наглую ухмылку у представителей серых масс. Важно не только говорить о патриотизме, но и делать это правильно, не навязчиво, не вызывая отвращения.


Вечер протекал всё спокойнее. Грудь грело ощущение уюта. Из вереницы выступающих снова появляется человек, отличающийся от всех прочих. Поэтесса, которая пишет нестихи. Так она воспринимает свои творения сама и о том же просит других. Имея критическое восприятие, я уже готовился, что выскажу по пунктам, но тут слышу вот какие нестихи, которые заставляют меня забыть обо всем:


- Мы знали друг друга

До того, как встретились.

Мы вместе играли,

Рассказывали сказки

Путешествовали и искали клады.

А потом всё забыли.

И вот мы встретились.

И не узнали друг друга,

И не вспомнили.

Но подружились.

И стали вместе играть,

Рассказывать сказки,

Путешествовать, находить клады,

И смеяться обо всём.


Мария Кандинская читала стихотворение речитативом. Эта подача завораживала и каким-то необъяснимым образом западала глубоко в душу. Всё, что я смог сказать – слова благодарности.



Вечер подходил к концу. Я выступил последним. Какие именно буду читать стихотворения, решил уже на вечере. Среди них было моё любимое – «Мой маленький принц, ты ушёл не прощаясь…». Обратная связь была противоречива. Замечания, на первый взгляд обоснованные, были пусты, и только поэтому вызвали защитные реплики других участников вечера.


После меня выступил «гвоздь» программы (думаю, именно благодаря ему все участники досидели до самого конца). Николай читал стихи Киршин, филолога с душой поэта. Помнится, в обратной связи ей искренне желали не грустить. Как ни странно, сама Киршин восприняла новую подачу своих стихов с энтузиазмом. Меня же новый подход разочаровал, и возможно я бы обиделся, если бы такое минорное стихотворение прочитали басом бомжа и с драматизмом Федры. И, казалось бы, на этом вечер должен был закончиться, но Алексей представил поэтов вне конкурса – часть зрителей отважилась прочитать свои творения. Основная часть сильно отдавала незрелостью и была пресной, но стремление стать лучше и отразить на бумаге чувства, требовавшие выхода, вызвало уважение. Обратной связи почти не было, только одна–две реплики. И только теперь – занавес.


В конце встречи я попросил рассказать Алексея о его увлечении организацией вечеров. Из услышанного удалось почерпнуть кое-что интересное:


– Всё началось с желания поделиться своим творчеством. Меня вдохновляет тот факт, что способности, которыми обладает человек, должны получить реализацию. Это подобно тому, как собирать в амбар пшеницу и ни с кем не делиться – наступит день, когда она сгниет, или её растащат мыши. Ни того ни другого я не хочу и никому не желаю. В моих действиях нет какой-то идеи, я просто даю возможность в комфортной обстановке преодолеть свои страхи и поделиться творчеством. Каждый раз я вижу большое количество дебютантов. Приятно, что проект притягивает новые лица


Не все вечера удаётся посетить лично. Не все стихи – услышать самому. Но из того, что я вижу и слышу, могу с уверенностью сказать, что перед нами открывается новая поэтическая эпоха. Это последователи серебряного века, мечтающие о веке золотом.

Автор: Владислав ГОЛУБЕВ-ЛУЖАНСКИЙ

bottom of page