top of page

КОГДА Я ГОВОРЮ ВСЕ, Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ


К юбилею В. И. Лихоносова

Бывает, прочитаешь произведение, и хочется говорить словами автора и писать его словами. Поэтому, садясь за этот текст, мне так не хотелось начинать его с анализа, хвалебных или острых высказываний в сторону писателя или его работы. После прочтения повести Виктора Ивановича Лихоносова «Люблю тебя светло» перед глазами стоит картина спокойного, светлого парка, окружённого густой яркой зеленью, и так не хочется потерять чувство умиротворения и радости внутри.


В таком парке, в так называемой уличной библиотеке я бы с радостью хотела найти книжку Лихоносова. Уже далеко не новую, потёртого голубого цвета с тёмно-жёлтыми страницами. Сесть на лавочку, подальше ото всех, и погрузиться в чтение. Увы, читала я повесть дома с телефона, но каждой клеткой своего воображения я была в том светлом месте, куда перенесла меня плавная речь автора.


Повесть я выбрала, конечно, по названию. «Люблю тебя светло» – ну как не прочитать? Но то, что я в ней для себя открыла, было полной неожиданностью для меня.


В вечно бегущем темпе жизни, в постоянных делах и заботах бывает так, что не хватает времени для души. Так мне было от этого тревожно, неспокойно, и тут я читаю на страницах повести: «Всё реже и реже за муравьиной заботой бывают минуты свидания с самим собой, беспрестанно топчешься и несёшься, вечно кажется, что в суете-то и обретаешь себя. А потом идёшь усталый по тишине, и другого, чего-то осеннего и прозрачного, желаешь на свете». Как так совпало, что эти строки попались мне именно в это время, я не знаю. Но Виктор Лихоносов теперь мне стал другом.


В повести нет крутых поворотов сюжета и захватывающего начала, но в ней есть очаровательная простота слога автора. Слова так плавно ложатся на внутренний ритм, что от чтения ты получаешь действительно настоящее удовольствие.


Каждый пишущий человек старается выработать свой собственный стиль, выдумать что-то новое и зачастую изображает пафосных ярких запоминающихся героев в таком же их обрамлении. И, может быть, лет десять назад это было бы интересно, но сейчас, в пору загруженности и переизбытка шокирующей информации, бывает, наступают моменты, когда хочется всё это просто уничтожить и посидеть наедине с природой и простым, искренним человеком. Я не знаю лично Виктора Лихоносова, но почему-то после этой повести он представляется мне таким. И вот из-за каких слов: «В жизни, оказывается, так важен внешний успех. Но разве от этого человек становится лучше, нежели был?»


Всего лишь два коротких предложения, но сколько смысла, глубины, и как понятны мне стали мысли автора! Лихоносов вообще пишет для русского человека, для русской души. Без пафоса и приукрашивания. Вот каким был Серёга, его земляк, таким и описывает его автор. Пьяный, но добрый и стеснительный. В жизни часто можно встретить стеснительных, и пьют они, чтобы расслабиться и высказать всё, что кипит внутри, потому что не высказаться русский человек не может. Лежат мысли на душе тяжким грузом, а поделишься своей историей – и легче станет: «Когда я говорю всё, я чувствую себя человеком».


Автор: София ФОМЕНКО


bottom of page