В первый раз, оставаясь один на один с чистым листом, заголовок родился раньше текста. Им стала строчка из предисловия романа Виктора Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». Произнесённая старым казаком, эта фраза словно обострило все мои чувства. Необъяснимо сильны воображение и духовный подъём, когда речь идёт о чём-то родном, близком сердцу и душе.
Воскресенье, немного позднее шести часов вечера. Трамваи в это время полупустые. Поэтому мы мирно сидим в покачивающемся вагончике, везущем нас из микрорайона Юбилейного в центр Краснодара. «Я раньше этого всего не замечал: пока на работу едешь, совсем ничего не видишь», – произнёс мой спутник, рассматривая картину за окном, выбивающуюся из городского пейзажа. «Когда-нибудь мы сядем в трамвай, прокатимся до конечной остановки и обратно вот так, в спокойном молчании, созерцая ставший нам родным город», – выдумала я. И мы оба уставились в окно.
Это был другой Краснодар – тёплый, с бликами заката на лицах вялоидущих прохожих. А завтра будут понедельник и рутина, невыспавшиеся злые люди в забитых трамваях. Пока у нас есть ещё кусочек времени, который мы больше всего ценим, желая растянуть скоротечные выходные. Это как happy end любимой книги – радостно за героев, но расставаться с ними ещё не хотелось бы.
Есть люди–вселенные. Со своими звёздами, океанами и кратерами. Их можно изучать бесконечно, но так и не постигнуть самой глубины. И лишь один любопытный способен на это. После многих успешных/безуспешных попыток заглянуть глубже всех, видишь то заветное, что становится смыслом всего и тебя самого. Появляется какая-то необъяснимая зависимость… Для этого нет слов, это можно только чувствовать.
Так же и с городом или другим любимым местом. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Полюбить Краснодар, Санкт-Петербург или другой красивейший город глазами невозможно. Но можно проникнуться его историей, архитектурой, людьми, атмосферой и остаться в нём навсегда. Легко описать его любую улицу, но так сложно точно выразить на бумаге эмоции после увиденного и прочувствованного.
Вот что такое улица Красная в выходной день помимо культурного центра Краснодара с его главными достопримечательностями? В первую очередь, это толпы счастливых людей, влюблённых, как минимум, в жизнь. Поэтому идти по бесконечной дороге, просто ловить улыбки и улыбаться в ответ – вполне нормально. Кто-то свернёт в подворотню, где прячется ночная жизнь города, а кто-то примкнёт к толпе зевак у уличного художника или весёлых музыкантов. Кто-то будет фотографироваться у каждого памятника, кто-то заглянет в понравившуюся кофейню, а кто-то в обнимку прошагает сотни шагов, думая о своём. И все сливаются с городом, огнями, музыкой и всеобщим настроением радости. Тогда-то и ощущаешь себя причастным к миллиону таких же простых обитателей Краснодара.
Никакие партийные проекты, никакие уроки патриотизма не способны побудить человека любить свою страну, город, дом. Только литературе под силу откопать в человеке осознание своих корней и вечной связи с землёй, которую он топчет.
Время вернуться к началу, к моему земляку и вдохновителю Виктору Лихоносову и к его упомянутому ранее роману:
« ...Наш маленький Париж!.. Что было в этом?
Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение – так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить?
И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках и на какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция», «Нью-Йорк», «Тулон», «Трапезонд», «Венеция», «Константинополь»! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далёком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъёме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки - Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари» с намазанными желтобилетными дуняшками... Чем не Париж в миниатюре?!»
Променад по нашему маленькому Парижу завершился поздно вечером. Мы шли домой по любимому городу. Трамваи направлялись в депо. Закончился день, прожитый в счастье и любви. До завтра, Краснодар! Пусть твоё солнце разбудит меня!..
Автор: Надежда БАРАБИНА
Фото: Христина ТРЕТЬЯКОВА