Розе Александровне Бреславец было всего три годика, когда немцы отправили её в концлагерь.
Она родилась 8 февраля 1940 года в Петрозаводске. Её мама накануне окончила курсы медсестры и вышла замуж. Неожиданно грянула Великая Отечественная, отец сразу ушёл на фронт и… не вернулся, он погиб в 1942 году. Роза Александровна знает его только по фотографиям: молодого, с орденом Красного Знамени.
После начала войны семья поселилась у родственников в Великом Новгороде. С тревогой горожане слушали по радио о приближении немцев. 15 августа 1941 года мотоциклы фрицев появились на улицах древнего города. Оккупанты разграбили новгородские музеи, повредили и уничтожили множество памятников старины. Не пощадили враги дедушку и бабушку Розы, обстоятельства гибели которых остаются загадкой по сей день. Захватчики принуждали взрослых трудиться, поэтому маленькая Роза всё время была одна. Чувство одиночества, пережитое в раннем возрасте, запомнилось ей на всю жизнь.
На исходе лета 1943 года немцы поняли, что рано или поздно они сдадут Новгород наступающей Красной Армии, и начали угонять людей в рабство в Германию. Розу и её маму вместе с сотнями других узников силой погрузили в товарный поезд.
– Мне рассказывали, что мама заболела перед отправкой. В вагон бросили солому, и добрые люди под неё положили маму – спрятали. Немцы боялись заразиться, поэтому если бы они узнали, то застрелили нас, – делится пенсионерка.
Когда состав с новгородцами проезжал Латвию, партизаны взорвали железнодорожный мост. Конвоиры распределили узников по окрестным сёлам. Семью Розы поселили у латышской крестьянки. Она очень полюбила ребёнка и заботилась о нём, в то время как мама девочки дни и ночи находилась на принудительных работах.
– Я помню, как бегала по лесам и полям за зайчиками. После целого дня на природе прибегала к латышке, доившей корову. Та прицеливалась соском вымени, и теплая струйка молока попадала в мой разинутый рот, – улыбается Роза Александровна.
Девочка, к своему счастью, не попала в находящийся неподалеку Саласпилсский концлагерь «Куртенгоф», где детей использовали в качестве доноров крови для раненых немецких солдат. О зверствах нацистов Роза Александровна узнала, когда, будучи взрослой, приехала в Саласпилс. Изверги-надзиратели десятками способов уничтожали тысячи детей. Особенностью этого концлагеря было выкачивание всей крови из юного заключённого. После такой операции иссушённые бескровные маленькие тельца закапывались на окраине лагеря ещё живыми детьми. В другой раз тех, кто раньше копал могилы, самих зарывали недавно прибывшие малолетние узники. Этот безжалостный способ расправы за три года существования лагеря лишил жизни свыше 53 тысяч человек.
Летом 1944 года советские войска освободили Латвию от оккупантов. Латыши так привязались к Розе, что не хотели отпускать её домой, предлагали остаться у них. В Новгороде вернувшуюся семью власти встретили холодно: люди, попавшие в немецкий плен, считались тогда предателями. Долгое время маленькую Розу и её маму подвергали нескончаемым проверкам. Их дом был разрушен, пришлось жить в заброшенных подвалах. Семья едва сводила концы с концами. Розе Александровне врезалось в память, как её, еле живую от голода, санитары не раз подбирали на улице без сознания. Девочке ставили капельницу, а когда она поправлялась, то вновь оказывалась на улице. Голодных беспризорных в городе было так много, что врачи едва успевали ставить одних на ноги, как уже требовалось освободить койки для других маленьких пациентов. Поэтому уже относительно здоровых деток вновь отпускали из больницы.
Народ, памятуя о том, кто принёс ему столько горя, ненавидел военнопленных немцев, которые восстанавливали Новгород после войны. Вчерашние солдаты после работы на стройке приходили к горожанам с гармоникой и играли, пытались выменять вещи на еду. Малышка запомнила, как мама, негодуя, прогоняла немцев. По прошествии многих лет Роза Александровна поняла, что рядовые солдаты вермахта были лишь исполнителями злой воли своих вождей.
Через несколько лет жизнь стала налаживаться. Роза пошла в школу, затем поступила в районный техникум. Уже никто не ставил в упрёк детство, проведённое в неволе. В 1963 году она вышла замуж, вскоре появились на свет сын и дочь. Из-за неблагоприятного климата дети часто болели, тогда переехали в Краснодар. Мужа перевели на ЗИП, Роза Александровна в 1980 году стала старшим лаборантом на химфаке Кубанского государственного университета.
51 год супруги Бреславец вместе. Пенсионеры редко выходят на улицу – здоровье уже не то, что раньше. Из окон своего дома, расположенного напротив Солнечного острова, они смотрят, как растёт город. Когда они только приехали в Краснодар, он был зеленее, а сейчас превращается в каменные джунгли. Они скучают по прошлому, с тревогой смотрят в будущее. У них две внучки и три внука – все успешные молодые люди. Пенсионеры очень хотят передать им чувство патриотизма, которые воспитали в них самих наставники двадцатого века.
– Сейчас молодёжь начала интересоваться историей, – говорит Роза Александровна. – Внучки спрашивают нас о войне. Я хочу, чтобы, когда правнуки пойдут в школу, у них была уверенность в завтрашнем дне. Чтобы они, как и мы когда-то, обрели опору в государстве.
Роза Александровна при всякой возможности посещает стены родного вуза. Бывшие коллеги с любовью вспоминают о ней и ждут её прихода.
Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ
Фото: Анастасия ТОКАРЕВА