Лидия Ивановна Шаповалова родилась 23 апреля 1931 года в Ялте. Родилась мёртвой! Бездыханную девочку повезли в роддом, где её вернули к жизни.
Отец Лиды был, как он сам объяснял дочери, профессиональный революционер. В 1918 году участвовал в гражданской войне на стороне большевиков, попал в плен к белогвардейцам. После освобождения он занимал разные должности во всех концах Советской Родины. Карьера старшего Шаповалова складывалась успешно, он встречался с Лениным, Сталиным, Ворошиловым и Берией. И всё было хорошо, пока в 1937 году его не посадили в тюрьму как врага народа. Семья (у Лидии старший брат и три сестры), опасаясь репрессией, переехала в Чечню и поселилась в заброшенном доме. Пенсионерка вспоминает своё пошитое из мешка платье, как они спали на соломе. Через два года старшего майора госбезопасности Ивана Шаповалова реабилитировали. Жена и дети снова зажили счастливо, но ненадолго – началась Великая Отечественная.
(Фото В.И. Ленина и Н.К. Крупской сделано отцом героини)
– Выпускники прощались со школой, пели под нашими окнами песни. Потом они куда-то ушли праздновать, наступила тишина. И вдруг радио загремело на улице. Молотов сообщает: «Сегодня, в 4 часа утра»… Все люди были поражены. Конечно, после такой новости любой станет патриотом. Только жизнь стала налаживаться, нищета отступила, и тут – война. Страшно было. Уже на следующее утро идут солдаты, солдаты, солдаты. Мы стоим, девчонки, слушаем их весёлые песни: «Вася-Василёк», «Полюшко-поле». Провожаем солдатиков, а они всё идут, идут, идут… Обратно их уже искалеченных везут в госпитали в товарных вагонах.
В 1941 Шаповаловы жили во Владикавказе. Лида закончила три класса и перестала учиться – война. Старший брат в 14 лет убежал на фронт. В Одессе его взяли юнгой на военный корабль, он выучился на механика и вернулся домой лишь в августе сорок пятого.
Немцы бомбили почти каждый день. Вражеские самолеты летали так низко, что было видно пилотов. Несколько раз нацистские стервятники выбирали Лидию в качестве жертвы. Спасение было только одно – упасть и не шевелиться. Уткнувшись лицом в землю, она, десятилетняя девочка, пережидала авианалёты.
– Я думала, что не доживу и до 20 лет…
Зимой не было еды, люди перекапывали землю в поисках картофеля. Замороженные клубни мелко резали и варили. Бывало, что дети пальцами выковыривали из дороги зёрна, которые просыпались из машин с продовольствием. Собранные жмени пшеницы толки с помощью камней и ссыпали в кипящую воду. Миску сваренной крупы растягивали на целый день, потому что нормы 400 грамм хлеба на человека не хватало. Чтобы получить её, надо было выстоять в очереди. Взрослые работали, поэтому посылали детей, которым писали номер очереди на руке. Случалось так, что еду долго не привозили, и зимними ночами Лида в домотканой обуви на подошве из ската (куска стёртой покрышки) обмораживала ноги. Распухшие ступни смазывали гусиным жиром, и становилось легче.
Отец Лиды был комиссаром в Эвакуационном госпитале №1620. Она сама помогала там санитарам. Девочка вместе с другими детьми готовила промывочный раствор и бинты, ухаживала за ранеными. Лидия Ивановна говорит, что в госпиталь привозили ребят без рук и ног, которые не хотели после ранения жить. Чтобы вернуть душевные силы искалеченным бойцам, она пела им по вечерам: «Тёмная ночь», «Катюша». И это помогало, солдаты шли на поправку быстрее. Возвращаясь в строй, они приближали день победы.
– Я расскажу вам, что было 9 мая, когда закончилась война. Я пошла в пять часов утра на рынок, чтобы выменять мешок лебеды на кукурузную муку. Слышу гул голосов на базаре и не могу понять, что происходит. Спрашиваю у гражданина, сколько стоит мука. А он мне: «Тебе мука нужна? На, держи!» Бесплатно мне целую банку муки дал. Я хотела ему заплатить, а он говорит: «Не надо денег, девочка, война закончилась!» Меня подхватили на руки и начали качать. Люди дарили друг другу продукты и поздравляли, говорили, что теперь всё будет хорошо, – улыбается Лидия Ивановна.
В 1945 году Лида сразу пошла в 7 класс. Трудно было догонять школьную программу, но она справилась. После 10 класса поступила в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. В 1955 году окончила учёбу, вышла замуж и переехала в Свердловск, а оттуда через четыре года в Краснодар.
В Кубанском государственном университете Лидия Ивановна работала на экономическом факультете. Сейчас она на пенсии, но о родном вузе не забыла, приходит в гости к коллегам. Лидия Ивановна помнит своих студентов, многие из них стали профессиональными экономистами.
Сейчас пенсионерка живёт с дочерью – учительницей и музыкантом. Лидия Ивановна с теплотой рассказывает о том, как жилось раньше, в советское время. Перемены в стране подтолкнули её сменить имя и фамилию. Когда-то Лидия Шаповалова была… Апрелиной Сальниковой. Необычное имя дали девочке при рождении в честь «Апрельских тезисов» В.И. Ленина. Такое идеологическое имя она сменила на обычное – Лидия. Однако фамилию она вернула девичью, потому что очень любит своего папу-революционера. В трудные минуты она берёт в руки портрет отца и разговаривает с ним: «Папа, как бы я хотела быть похожей на тебя». Глядя на восемнадцатилетнего Ивана Шаповалова в папахе, Лидия Ивановна мысленно спрашивает: «А как бы поступил отец?» И всегда она выбирает верный путь, потому что не уступает трудностям и не ищет лёгкого пути.
– Самое главное – не потерять себя как личность. Ничего не бойтесь, смело беритесь за дело и не сдавайтесь, идите до конца. Мой лозунг такой: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ
Фото: Ольга ГРИНЬ