top of page

ОНА ПОДАРИЛА БЕСЦЕННУЮ УЛЫБКУ


Мы идём в гости к Ольге Николаевне Пономарёвой – участнице трудового фронта и научной сотруднице Кубанского государственного университета. Невысокий дом, в котором она живёт, спрятан в тенистом тихом проулке. Идём по лестнице и, не доходя до квартиры, встречаем нашу героиню. Она ещё не знает, что мы к ней, поэтому не обращает внимания на молодых людей и продолжает разговор со своей подругой-соседкой. Забавно то, что и мы не знаем, что это Ольга Николаевна, и поднимаемся на этаж выше в поисках её квартиры. Нам открывает дверь её сын и подсказывает, где найти старушку.


Узнав, кто мы, Ольга Николаевна начинает благодарить родной вуз за то, что о ней не забыли. Всю нашу встречу она не раз будет говорить спасибо Кубанскому госуниверситету – так дорог он для неё. После некоторых уговоров – скромность людей старой закалки восхищает­ – мы упросили её рассказать о себе.


Своей родиной Ольга Николаевна считает Владивосток, где она родилась 5 января 1925 года в семье офицера. Её отец служил ещё в армии Российской империи, он дорожил традиционным укладом, поэтому своих детей (у Оли были брат и сестра) воспитывал по-христиански. Ольга Николаевна верующий человек, не боялась носить крест в эпоху атеизма.


До десяти лет она жила на Дальнем Востоке, пока отца не перевели в Кировскую область. После окончания школы поступила на геофак в Московский государственный университет. Студенческое счастье было прервано войной.


Первая немецкая бомба упала на город 22 июля. Следующие несколько месяцев стали бессонными: коварный враг бомбил первопрестольную ночью. «Зажигалки» – так называли москвичи боевые припасы, которые враг сбрасывал на столицу. Эти бомбы превращали в костры целые кварталы. Пожарные команды и добровольцы с трудом боролись с огнём. Правительство Москвы приняло решение об эвакуации предприятий и людей. Не все гражданские смогли покинуть город. Среди тех, кто остался, была и Ольга.


20 октября 1941 года в Москве ввели осадное положение. Жители города встали на защиту столицы: укрепляли окраины, тушили пожары и устраняли разрушения после вражеских авианалётов.


– Идут лекции. Приходит декан и говорит: «Сегодня занятий не будет, все идём на юго-запад Москвы убирать завалы разрушенных домов». Мы, восемнадцатилетние девчонки, берём носилки и идём на места недавних немецких бомбардировок. Поработали и опять на занятия.

Скоро обучение прекратили в целях безопасности. Студенты, в том числе Ольга, не жалея себя трудились на строительстве баррикад и расчистке завалов. В декабре советские войска отбросили фашистов от границ Москвы, с февраля 1942 возобновились занятия в университете.


Ольга Николаевна сравнивает свою юность и жизнь современной молодёжи. Сейчас молодые люди могут позволить себе купить еду и выкинуть её, если им не понравится, а студентам в годы войны давали рабочую карточку, по которой полагалось 500 грамм хлеба. Эту норму они съедали сразу, как только получали в столовой.


С каждым годом положение студентов в Москве улучшалось. Ольга Николаевна, как и миллионы граждан СССР, слушала сводки Совинформбюро и радовалась успехам Красной Армии. Больше всего ей запомнился один день – 9 мая.


– Когда объявили о победе, мы побежали от общежития (трамваи были перегружены) на Красную Площадь и там встретили День Победы. Вот такая у меня была интересная жизнь! – вспоминает участница трудового фронта.


Скоро она познакомилась со своим будущим мужем – боевым лётчиком. Вместе они ездили по всему Советскому Союзу, пока не вышли на заслуженный отдых в Краснодаре. В 1979 Ольга Николаевна стала секретарём на географическом факультете в Краснодарском государственном педагогическом институте имени 15-летия ВЛКСМ (КубГУ). Через год после преобразования вуза заняла должность преподавателя на кафедре физической географии.


Летняя полевая практика Ольги Николаевны проходила в горах. Вместе со своими студентами она была на Урале, Кавказе, Кольском полуострове… Сейчас пенсионерка не может уйти дальше любимого дворика, да и то не без помощи ходуль.


– Тогда я давала фору молодёжи в горных экспедициях, а теперь уже возраст не позволяет. А когда-то была ничего, – смеётся пенсионерка. – Вся моя жизнь прошла в университете. Большое спасибо руководству нашего вуза! Каждый год меня поздравляют. Приятно, что помнят о стариках. Дай Бог вам здоровья, и передавайте привет и благодарность всем-всем в нашем университете!


Ольга Николаевна не одинока, почти каждый день её навещает сын и внуки. Они привозят продукты, делают уборку и просто навещают главу рода. Правнуки Максим и Анечка ходят в школу, радуют своими успехами бабушку.


– Она никуда, только ко мне приходит поговорить. Кричит: «Верочкааа…» Спрашивает обо всем, – рассказывает подруга Ольги Николаевны. Отзывчивая соседка с удовольствием общается со своей подругой. Говорят о том, что происходит в мире, о непутёвых подростках и житейских проблемах.


Так и живёт Ольга Николаевна Пономарева. За какие-то 40 минут мы так к ней привязались, что не хотелось уходить. Нам, молодым журналистам, она подарила бесценную улыбку и дорогие воспоминания. Спасибо ей за это.


Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ

Фото: Бэлла ГРЕХОВА

bottom of page