top of page

МОЯ РУСЬ


Я счастлива, что родилась на русской земле, ибо я знаю: на ней моё место. Не представляю жизни без тех самых русских старинных деревень, серых камышей, что окутывают мутную речку, зеркало которой уже давно покрыто зелёной густой ряской; тонких белых берёз, напоминающих русских молодых красавиц, склонившихся над полем. Люблю русскую литературу, что отражает всю нашу историю, культуру, быт, глубинную природу русского человека.


На досуге, вновь читая роман Шолохова «Тихий Дон», невольно погружаюсь в ту эпоху. Будто вместе с героями рыбачу, работаю в полях. Порой мне хочется побыть на месте Григория Мелехова: запрячь коня и поскакать навстречу врагам лютым – Родину-мать защищать, – да так, чтоб пыль столбом стояла, и следы на ветру от острой сабли виднелись. А иногда хочется сесть рядом с Пантелеем Прокофьевичем и выпить с ним стопку: сначала за землю русскую, а затем за всю семью мелеховскую. Ударить кулаком по столу и сказать, вздохнувши: «Сколько жизней унесла война…» Читая, восторгаюсь мужественностью Григория, преданностью родному месту Пантелея Прокофьевича, материнской любовью Ильиничны, страстью Аксиньи, терпением Натальи. Мне кажется, прочувствовать роман настолько сильно, чтобы вместе с героями прожить их трагедию, на себе ощутить их боль, сопереживать, любить, подвластно лишь русскому человеку, у которого не только кровь говорит о нации, но и душа.


Так, будто с ног до головы погрузившись в городскую суматоху, я иногда скучаю по месту, где отчасти прошло моё детство. Детство, которому, наверное, я и обязана любовью к русской жизни в её исконном обличии. Ещё маленькой девочкой родители на лето оставляли меня у бабушки с дедом на хуторе. Их владения очень большие. Белая хатка с резным крыльцом, пять отдельных сараев, отведённых для сельскохозяйственного добра и под загон для курей или уток. Раздольный огород, а дальше – речка, мост через которую ведёт в поле, где и по сей день расстилаются четыре гектара виноградника моего деда. Недавно добавился ещё один загон для бабушкиных коз, а на поле появилось стадо баранов.


Как признаются бабушка с дедом, сейчас они бы ни за что не променяли всё это на городскую жизнь. К своей живности и хозяйству они относятся с огромной любовью, какой современный человек может только восхищаться. И я рада, что всегда могу оставить проблемы города в городе и оказаться на хуторе. Выйти в поле, вовсю вдохнуть свежий воздух, босиком пройти по горячей летней земле и опустить ноги с моста в речку. Мне всегда будет этого мало. Душа моя никогда не насытится красотой русской природы, её силой и энергией.


Сейчас, когда я приезжаю в это родное для меня место, вечерами мне так и хочется разжечь огонь и с накинутым на плечи бабушкиным расписным платком, сидя на бревне, запеть душевную русскую песню. Опрокинуть голову назад и отыскать в небе «медведицу». Погреть руки над ярким, красным костром. А днём сесть в железную лодку и поплыть по речке с веслом в руке, да так, чтобы потом можно было засохшую от мозолей кожицу с руки отдирать. Плыть вперёд и вперёд, веслом раздвигая кусты камышей. Плыть и видеть, что природа вокруг будто движется вместе с тобой. А потом остановиться, дать воде самой понести тебя туда, куда она захочет.


А вы никогда не доили козу? Не ощущали на своих руках брызги тёплого, свежего молока? Не чувствовали недоверие козы к себе, потому что не вы её хозяин и не вы доили её изо дня в день? Вот бы мне хотелось, чтобы и вы ощутили это!

После прогулки, вернувшись в хату, уж точно захочется навернуть тарелку борща с салом и с луком вприкуску. Эх, хорошо! А потом пойти в поле и поднять с земли горячий от солнца кавун с красным бочком, на четыре части его – и за обе щеки, чтоб аж сладкий сок по локтям тёк.


Я с детства люблю прятаться в кукурузном поле. Забежать в один ряд и скрыться в зелёных высоких стволах, где тебя никто не найдёт. Вот так игра в прятки ассоциируется у меня именно с кукурузным полем или полем с подсолнухами. В городе я иногда беру в руки старую, уже потрёпанную гармонь и наигрываю на ней мелодии, как когда-то их же наигрывал мой дед. Да, и такое увлечение живет во мне, напоминая хутор.


Мне бы хотелось, чтобы не тронутые современной жизнью места были вечными. Их много, стоит только каждому из нас захотеть очутиться там. Но ни в коем случае нельзя, создавая современные условия проживания в таких чистых местах, ломать то самое, исконно русское, которого и так осталось очень мало на нашей земле, и которое, к сожалению, мало кто пытается сохранить. Ведь станицы, хутора и есть то самое начало нашей России, не сохранив которое, никто никогда не сможет построить будущее.


Автор: Василиса СЕЛЕВКО

bottom of page