top of page

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ МНОГОГРАНЕН


Татьяна Нинельевна Пономаренко – заместитель декана по воспитательной работе факультета компьютерных технологий и прикладной математики КубГУ. В годовщину образования факультета она рассказала, почему решила посвятить молодежи 28 лет своей жизни.


– Что вас привлекает в работе со студентами?


– Я занималась альпинизмом – это взаимодействие с людьми, с молодыми. Когда образовался факультет прикладной математики, меня пригласили заниматься воспитательной работой. Наверное, что-то еще мной не реализовано. Может, по словам моей знакомой, развитое чувство материнства.


– Математические науки и общественная деятельность – разные сферы. Как вам удается сочетать и то, и другое?


– Я думаю, что человек должен быть многогранен. Бабушка говорила мне, что если человек талантлив в одном, то он обязательно будет талантлив в другом. А может, кредо. Когда мы росли, у каждого была фраза, эпиграф. Мне с юности хотелось быть первой, либо никакой. То есть или берешься и делаешь так, как надо, или не делаешь вообще. А может, дано, как бывает?


– В годы вашей юности и сейчас молодежь такая же или это разные поколения?


– Поколения разные: меняется социум, меняются технологии, меняется все. Остался максимализм, энергия. Не скажу, что у всех, но есть. Желание проявиться, поиск себя. На мой взгляд, это такие ручейки, которые нужно направить. Порой нужно познать себя. Мне много за 28 лет приходилось видеть, когда человек от себя не ожидал, не говоря о том, что другие не ожидали от него. Однажды ко мне подходит после праздника учительница и говорит: «Это вы?» – «Я». У меня был мальчик, которого я сделала ведущим, а у него с 9 класса не было мамы. Он был запуганный, а тут раскрылся. Наверное, он боялся сказать мне «нет» и пошел на сцену. Я страшно рада, что они мне доверяют. Даже больше, чем себе. Это сумасшедшая смелость – шагнуть и делать то, что никогда не делал. Я зову их в горы и заставляю идти над пропастью, держаться за веревку и шагать куда-то или выйти на сцену в образе, в котором, на их взгляд, они себя никогда не представляли. Смелость – это не значит ничего не бояться, это значит держать страх в руках. Это умение – показать себя, повернуться к людям нужной стороной. А она есть!


Математики, на самом деле, далеко не сухари. У них просто по-другому работает мышление. Если их окунуть во что-то иное, они там могут сотворить очень много. Они умеют анализировать.


– Не раз замечал, что представители точных наук – физики или математики – пишут стихи не хуже филологов.


– Это хобби. А хобби – это душа.


– Почему вы полюбили горы? Что вам нравится в альпинизме?


– Простор, преодоление себя, свобода. Свобода от координат. В горах мир необычный, там меняется все. И в большинстве своем люди. Проверяются люди на раз-два. Условия заставляют вылезать все абсолютно хорошее и абсолютно плохое очень быстро.

Мне нравится в горах красота. Я называю это конфетой для глаз. Настолько непривычные цвета: сиреневые рассветы, радуга под ногами. Когда тяжело и есть одна награда – если не свернешься с горы, ты уже счастлив. Сейчас это называется адреналином.

Кроме того, я очень люблю ботанику. Хорошо знаю альпику, лекарственные травы. И я там, как старых знакомых, встречаю разные растения.


Бывала на Эльбрусе, на Казбеке, под Пиком Коммунизма, на Камчатке и Арагаце, здесь по Кавказу ходила. Каждое лето выезжаю на Домбай.


– Благодаря таким людям у молодежи есть пример, она знает, за кем стремиться. А были ли в вашей жизни люди, за которым хотелось следовать?


– Конечно! Мой первый тренер Олег Марковский. Я занималась гимнастикой, когда училась в Киеве, и он меня переманил в альпинизм и скалолазание. Один раз я попала в Карпаты – и все, это как наркотик. Мне довелось ходить в горы с Аркиным – известным альпинистом. Это человек-легенда, который стирал белые пятна на Памире.


– Сейчас сохранилось желание у ребят исследовать что-то новое? Ведь белых пятен на картах все меньше.


– Ну, это так кажется. Сегодня идут споры о том, что структура атома по Резерфорду не считается верной, примитивной. Белых пятен полно. К сожалению, ребятам не стыдно не знать. Моя бабушка говорила: «Не стыдно не уметь, стыдно не учиться». А вот им, современным, не стыдно не знать. Они считают, что Google – это все. Мало кто хочет тратить время, силы, ресурсы на достижение чего-либо. Все хотят сейчас, всего и сразу. Хотя… я не могу сказать, что в людях этого чувства совсем нет. Его надо разбудить. Они, молодые, порой не знают, каково это. Так и у моих студентов. Когда мы печем на костре, они в таком же восторге, какой был у меня, когда что-то получалось. Просто их не учат этому. Может, мир стал другим. Может, я всего лишь брюзжу, как старуха…

А белых пятне полно. Каждый человек для себя белое пятно. Особенность в том, что узкая специализация, и люди часто не понимают чего-нибудь, находясь в одной области. Нет необходимости знать быт, растения, природу – это иллюзия. Отрываясь от природы, потеряешь больше, чем приобретешь.


– Виртуальный мир не заменяет реальность. Всего лишь попытка воссоздать ее.


– Это инструмент. Как лопата. Про виртуальную реальность я могу вам лекцию рассказать, она создана не для того, чтобы играться. Она нужна для того, чтобы реабилитировать людей с проблемами здоровья. Это инструмент, который позволяет рассчитывать какие-то вещи в архитектуре, военной сфере, метеорологии и т.д. Направленность на созидание, побочным детищем была игра. На сегодняшний день киберспорт относится к настоящему спорту. Но это опасно. Киберразвлечения могут быть опаснее наркотиков. Если не сложилась личность, то очень легко ее разрушить. Люди путают настоящее с виртуальным. И стремятся туда, там ведь проблем меньше. Там ты такой, какой хочешь, умеешь все. У организма отключаются функции, которые не востребуются – в этом и беда.


С другой стороны, много и хорошего. Высокое разрешение монитора позволит увидеть те места, где никогда не получится быть. Понаблюдать за тем, что недоступно. Во всем есть плюсы. Одно другим не заменяется, всего лишь дополняет.


– Побывав на празднике в честь годовщины образования ФКТиПМ, я удивился душевной атмосфере, которая царила на мероприятии. Как вы думаете, почему студенты старались создать домашнюю обстановку на празднике? Ведь факультет компьютерных технологий и прикладной математики может показаться «сухим» в глазах гуманитариев.


– Наверное, в этом есть часть моей души. Когда мы готовимся, я позволяю каждому из них раскрываться. Главное, чтобы участники мероприятий любили не себя в этом празднике, а праздник в себе. Стараюсь агитировать всех участвовать во всем. Ребята становятся не просто солистами, которые себя показали, а зажигают остальных и «жужжат» все вместе. Организуется как бы единое существо. Выигрывают все, потому что входят в резонанс. Тут от физики никуда не денешься.


– Ваши бывшие подопечные вспоминают о том вкладе, который вы для них сделали?


– Моя приятельница считает, что когда человек сделал добро, то ему должны сделать в ответ. Я так не думаю. Наверное, пока все хорошо, они не помнят. Но мне бывает безумно приятно, когда случайно находятся люди, которые не забыли. Однажды приехала в Отрадное в филиал, я сказала, что меня зовут Татьяна Нинельевна, и какой-то молодой человек воскликнул: «Та самая?!» Как-то раз приходят на концерт два седых человека, и мои младшие спрашивают: «Кто это?» – «Это мои первые лаборанты».

У меня был печальный период, когда я попала в аварию и повредила позвоночник. Тогда обнаружилось огромное количество неравнодушных людей, некоторых я и не знала.


Я могу спокойно гордиться тем, что кто-то меня вспоминает.


17 сентября у Татьяны Нинельевны день рождения. Журнал «П.О.Л.И.С.» поздравляет с праздником и желает профессионального успеха!


Беседовал Сергей ПАНЧЕНКОВ

Фото Виталий ГУДЗА

bottom of page