top of page

ОТ КУКУШКИ – ДО ПТИЦЫ


Ругать современный отечественный кинематограф нынче так же модно, как и его смотреть. При всем обилии разгромных рецензий неистово поруганные фильмы всё же становятся лидерами прокатов, а потом занимают лучшее эфирное время на ведущих телеканалах страны. Военные псевдоисторические фильмы – к Дню Победы, влюблённым подавай романтичные комедии с Вилле Хаапасало и Филиппом Киркоровым, а в Новый год семья в побеге от «Иронии судьбы…» сядет за просмотр очередных «Ёлок».


Под современным отечественным кинематографом понимают вещи популярные, кассовые, распиаренные настолько, насколько позволяет совесть и кошелёк создателей. Однако, несмотря на это, буду немодной и выступлю в защиту отечественного кино, постаравшись доказать: ситуация небезнадёжна. В нём, конечно, как в дремучих дебрях, но кто ищет, тот найдёт.


Есть вещи, например, более скромные в отношении кассовых сборов, бюджета, и богатые своим содержанием и качественной красивой картиной (прошу заметить – не картинкой). Они остаются в тени, но всегда находят свою преданную аудиторию. И уже хотя бы за эти вещи стоит ценить наше кино XXI века.


Мало кто знает: Вилле Хаапасало далеко не всегда играл комичных героев-любовников. Более того – он не только талантливый актер. Именно ему и Виктору Бычкову, напарнику Хаапасало по «Особенностям национальной охоты» (фильм 1995 года), принадлежит идея создания «Кукушки», уникальной кинокартины режиссёра Александра Рогожкина, снятой в 2002 году, на живописных сопках Мурманской области.


В центре сюжета – всего три действующих лица. 1944 год. Финский солдат Вейкко, отказавшийся стрелять и сбежавший от немцев, попадает к саамке Анни, которая выхаживает раненного русского. Нетрудно догадаться, что финского солдата играет выше упомянутый Вилле Хаапасало. Здесь он конечно тоже немного герой-любовник, но в первую очередь это человек, желающий достучаться до русского и доказать ему, что «для него война закончилась». Вейкко – это живой общительный персонаж, в постоянных разговоров которого, однако, прослеживается чувство одиночества и безнадёги.


Все трое говорят на разных языках, в чём заключается комичное очарование фильма. Однако за образами трёх, абсолютно не понимающих друг друга на протяжении всего фильма, героев скрыта серьёзная проблема разобщённости народов, «диалога глухих» между государствами. Пока безобидная саамка старается навести уют и посеять в сердцах мужчин зёрна миролюбия, герой Виктора Бычкова, русский солдат, видит в Вейкко убийцу и врага, приняв его за фашиста. На роль Анни взяли настоящую чистокровную саамку, прекрасно владеющую редким наречием, что показывает качественный и достоверный подход к созданию фильма.


Ещё одна интересная «теневая» кинокартина, обязательная к просмотру тем, кто все ещё верит, что русский кинематограф не подлежит реанимации – мистическая драма «Небесный суд» (2011—2014) режиссёра Алёны Званцовой, с Константином Хабенским в главной роли. Зная любовь отечественных авторов расчленять фильм на тысячу частей, посоветую сразу смотреть «полнометражку». Пожалуй, главный, если не единственный, недостаток фильма в том, что у него есть многосерийная версия.


Основой истории стала одна большая философская метафора небесного суда, представленного в самом, казалось бы, земном, виде. В этом состоит трагикомичность сюжета. Герои судятся, решают свои проблемы, прощают и обвиняют, как в обычном суде живых людей, только в центре событий – люди, уже умершие и ожидающие своего небесного приговора. Дальнейшая судьба осуждаемых: либо «сектор покоя» (прототип которого – рай), либо «сектор раздумий» (то есть ад). Судебная модель, нарочно стандартизированная до смешного, показывает, насколько трудно, а чаще всего – невозможно – проанализировать поступок человека, назвать его хорошим или плохом, если делать это исключительно математически. Без чувств. Это фильм о любви, дружбе; о том, как важно успеть совершать добрые дела и давать правильные оценки своим поступкам.


Строгий выдержанный Константин Хабенский убедительно смотрится в роли категоричного прокурора. Его персонаж не стоит на месте – зритель наблюдает некую эволюцию героя, в котором пробуждаются самые чистые и светлые чувства, заглушённые прежде злобой и обидой. Совершенно обаятелен в фильме Антонио Луиджи Аморе (Олег Мазуров), экспрессивный, грубый, но справедливый вариант Купидона, представленный членом эдакой мафиозной семьи. Этот, на первый взгляд, несерьёзный и безответственный герой изрекает самые важные в фильме слова, подталкивая других участников суда к переосмыслению многих вещей.


Несмотря на всю прелесть скромных «теневых» работ, есть и хорошие фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию. Понятие «массовости» давно стало негативной категорией. Однако массовая продукция имеет право быть качественной. Хорошим примером может послужить дебютный фильм молодого режиссёра Ксении Баскаковой, музыкальная картина «Птица» (2017).


История крайне простая, но поражающая своей наивностью, добротой и сказочностью атмосферы. Главные герои, пациенты питерского туберкулезного диспансера, отвязный рок-музыкант Олег Птицын и девочка-подросток Катя, становятся друзьями на почве своего одиночества. Несмотря на разный возраст, их объединяет многое: любовь к протесту и безумствам, желание быть услышанным, большое доброе сердце при всей внешней «колючести» характера. Олег по сути становится не только другом для девочки, но и отцом, которого Кате так не хватает.


Иван Охлобыстин, прежде замеченный мною только в образе странного, орущего на всё и вся врача, здесь показал свои новые актёрские грани. Его герой не однобок, хотя и несколько схематичен, что вполне свойственно простому коммерческому кино. Нельзя не отметить и игру Евдокии Малевской, исполнительницы роли Кати. Девочка блестяще показала всю «вредоносность» подросткового возраста, при этом не отталкивая зрителя, а напротив, покоряя его сердце. Сюжет фильма довольно предсказуем, но впечатление от этого не портится. Картина, простая и лёгкая, будет интересна всей семье, а не какой-то отдельной возрастной категории.


Одна из главных заслуг фильма – сказочная атмосфера, которую создала музыка. В фильме о дружбе и свободе, как ни трудно догадаться, играет весьма свободолюбивая музыка: «Пикник», «Наутилус Помпилус», Илья Лагутенко и другие. Так, побег героев из больницы сопровождается песней «Мы как трепетные птицы…» группы «Пикник». Музыка прекрасно сочетается с видами питерских просторов.


Правде надо смотреть в глаза: подобные «массовые» фильмы были, есть и будут. Но это не означает, что «массовое» кино должны снимать плохо. Неважно, для какой аудитории предназначен фильм, важно то – как он снят. Нелепостью может оказаться и дорогущий коммерческий проект, и фильм, снятый, казалось бы, для души, со скромным бюджетом. В этом состоит главная проблема современного отечественного кинематографа. Беда не в том, что «массовое» кино стоит в приоритетах, а в том, ЧТО стоит в приоритетах у этого «массового» кино.


Автор: Анастасия КРАВЧЕНКО

bottom of page